Функциональная грамотность на уроке английского языка в начальной школе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 180
Презентация "Функциональная грамотность на уроке английского языка в начальной школе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Мир меняется и как следствие меняется и подход к образованию. Сейчас нам необходимо готовить детей к постоянно меняющемуся миру, развивать личные качества, адаптировать их к социуму, научить справляться с вызовами современного мира.
Задача учителя не только научить считать, писать и читать, а применять свои знания в мире сейчас и каждый день. Вот именно поэтому мы встречаемся с понятием функциональная грамотность учащихся.А так же мы видим это понятие в ФГОС НОО Приказ 286 от 31.05.2021г пункт 34.2
34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Функциональная грамотность школьника – это его способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней
Применяя термин функциональная грамотность на уроке английского языка, следует понимать, что это работа с креативным, критическим мышлением и решением поставленных задач путем применения уже имеющихся знаний.
Это научить ребенка думать и ориентироваться в огромном многообразии терминов, а не обычное заучивание правил и слов.
Прежде всего на уроках английского языка формируются и развиваются такие компоненты функциональной грамотности как:
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
Креативное мышление
А так же нужно помнить о том, что все знания должны быть применены на практике.
(диалог, игра, монолог, описание картинки, поиск информации в тексте , составление личного высказывания и т.д.)
Возьмем в качестве примера УМК «Звездный английский» 2 класс, издательство Просвещение.
5 юнит. II полугодие. Урок 1. Тема «Мир бабочки».
На данном уроке мы видим, как удобно построены задания на формирование функциональной грамотности, а именно Задание 1 Посмотри и заполни пропуски в названиях животных. Это задание заставляет включать критическое мышление, мы как бы делаем вызов, чтобы ученик задействовал свои уже имеющиеся знания и применил их . Это является и хорошей мотивацией к устойчивой учебной деятельности.
Задание 2 и 3 направлены на изучение новой грамматической конструкции «Я могу/не могу». Главное то, что мы не называем правило, а слушаем песенку и смотрим на картинки, таким образом ученики путем языковой догадки и через многократное повторение сами понимают и применяют готовую грамматическую конструкцию без ее анализирования. Подобные задания, так же развивают механическую память у младших школьников
Задания 1 Заполни пропуски, послушай и спой. Задание 2 Посчитай и скажи.
Позволяют вывести новую лексику в активное использование, а так же развивают глобальные навыки функциональной грамотности, а именно:
Коммуникация ( ответ/вопрос)
Взаимодействие с классом ( я слышу, меня слышат)
Комиксы – это очень важный инструмент в изучении языка, так как они увеличивают интерес, они яркие и разделены на блоки, что облегчает восприятие. Комиксы зачастую подкрепляются видео, которое облегчает понимание и тренирует аудирование.
На первом этапе можно предложить детям пофантазировать о героях и ситуациях на картинках, что заставляет работать их креативное мышление, а это и есть часть функциональной грамотности.
Во время прослушивания выполняются задания по поиску знакомых слов и фраз, что развивает критическое мышление и заставляет ученика более внимательно посмотреть на текст.
На этапе после прочтения необходимо поговорить о персонажах и попросит учеников представить себя на их месте и т.д. Подобные ситуации позволяют выйти за рамки предмета и задействовать жизненный опыт учеников.
Проекты- неотъемлемая часть функциональной грамотности, они заставляют учеников креативно мыслить, творчески подходить к заданию, выражать свои мысли , а так же использовать свои знания на практике и развивать самостоятельность.
Еще не мало важно научить школьников правильно читать, потому что именно через чтение текстов мы развиваем такие компоненты функциональной грамотности как критическое мышление, креативное мышление, коммуникация и взаимодействие в классе или окружающем мире, а так же читательская грамотность.
На примере задания 2 мы смотрим на картинки и предполагаем о чем будет тексте таким образом актуализируем знания по теме.
Далее при прочтении текста ученики уже осмысляют полученную информацию и сравнивают со своими первоначальными ответами.
На стадии рефлексии ученики уже могут ответить на вопросы ДА / НЕТ и здесь мы видим развитие коммуникации и взаимодействия с классом.
Задание 3 позволяет развить креативное мышление и творчество. Необходимо придумать свою версию театра и рассказать о нем. Так мы применяем знания на практике в реальной жизни.