Презентация по русскому языку на тему "Анализ содержания текста (задание 6 ОГЭ)"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 130
Презентация "Презентация по русскому языку на тему "Анализ содержания текста (задание 6 ОГЭ)"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Агибалова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
Курского района Курской области
Анализ содержания текста (задание 6 ОГЭ)
Задание 6 представляет собой анализ содержания текста.
Формулировка задания следующая: Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Задание 6. Анализ содержания текста
Речь
Основные умения:
анализировать текст;
выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста;
определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка;
создавать тексты различных типов речи и соблюдать нормы их построения;
определять виды связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместно и целесообразно их использовать.
Задание 6. Анализ содержания текста
Читая текст,
обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;
ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;
проверяйте верность выдвинутых Вами предположений при чтении последующих частей текста;
старайтесь всё время выделять в тексте главное, существенное. Находите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли;
Задание 6. Анализ содержания текста
Читая текст,
особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающее, «узловые» суждения автора;
обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном значении; это поможет Вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст;
приготовьтесь к тому, что, отвечая на задания экзаменационной работы, Вам придётся постоянно возвращаться к тексту, перечитывать его полностью или частично.
Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 6 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию.
Задание 6. Анализ содержания текста
Алгоритм выполнения
Внимательно прочитайте текст в первый раз (вид чтения изучающее), выделите непонятные слова.
Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение.
Задание 6. Анализ содержания текста
Алгоритм выполнения
Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа, с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор(его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж.
Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.), ее могут специально искажать, чтобы запутать.
Задание 6. Анализ содержания текста
ВАЖНО!
Для того чтобы выполнить задание 6, необходимо в полной мере владеть разными видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.
Чтение вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем необходимую информацию, эмоции.
Чтобы правильно выбирать стратегию чтения, важно понять мотив чтения. Он может быть разным: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения, наслаждения.
В нашем случае мотивом является получение информации.
Задание 6. Анализ содержания текста
Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуюся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто цель такого чтение запоминание информации и ее дальнейшее использование.
Задание 6. Анализ содержания текста
Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные.
Как правильно понять содержание художественного текста? Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор.
На что стоит обратить внимание?
Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле. Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова.
Примеры иронии:
«Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга
Постой-ка, брат мусью!» («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
(Конечно, никаких друзей никто не собирался угощать)
Задание 6. Анализ содержания текста
На что стоит обратить внимание?
Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста. Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич.
(Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)
Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.
Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое "рассказать" о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь "выдает" его.
Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.
Задание 6. Анализ содержания текста
Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)На маленькой пристани уже набился народ.
— (2)Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.
— (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!
— (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
— (11)Эй! — покрикивал он. (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, — туда… (14)Тихо… (15)Без паники.
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.
— (21)Мотенька, что это?
— (22)Ну что! — сказал он, не поворачивая головы.
— (23)Ничего особенного.(24)Зенитки.
(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу — было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? — подумал я. — (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, — подумалось мне. — (34)Не понимает, что такое смерть».
Задание 6. Анализ содержания текста
35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.
— (38)Да, да… — сказал он, вытирая платком лицо. — (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.
— (43)Как перевозчика? — сказал я. — (44)Где? (45)Какого?
— (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.
— (49)А сейчас там какой-то мальчик, — сказал я.
— (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.
(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось.(53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? — подумал я. — (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?(56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.(58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался.(60)Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».
(По Л. Пантелееву*)
* Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, 1908–1987) – русский советский писатель, журналист.
Задание 6. Анализ содержания текста
Формулировка задания
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
Задание 6. Анализ содержания текста
Описание содержания задания
Задание направлено на проверку умения проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста. Предлагается 5 вариантов ответов, из которых правильными могут быть от 2 до 4.
Выполняя это задание, надо знать, что неправильные варианты ответа таят в себе ошибки трёх видов:
противоречие фактам (имена, даты, названия, количество, участники событий, место и время);
подмена главного второстепенным;
искажение концептуальной информации, т.е. скрытого в глубине текста смысла (главная мысль, позиция автора, его отношение к персонажам).
Задание 6. Анализ содержания текста
Образец рассуждения
Внимательно читаем вариант высказывания, находим в тексте необходимый фрагмент, соотносим утверждение с содержанием текста и определяем соответствие/несоответствие.
1) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложением 46.
2) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложениями 39-41.
3) Утверждение не соответствует содержанию текста, оно опровергается предложениями 24 и 60.
4) Утверждение соответствует содержанию текста, что подтверждается предложением 51.
5) Утверждение не соответствует содержанию текста, оно опровергается предложениями 29-30.
Ответ: 124
Задание 6. Анализ содержания текста
Залогом успешного выполнения задания является, конечно же, внимательное изучающее чтение напечатанного текста. Начните свою работу именно с этого, ведь вам ещё предстоит писать сочинение.
Помогут в работе над заданием и ответы на следующие вопросы:
какова позиция автора (основная мысль текста), что автор хотел выразить, сказать своим произведением;
какие герои представлены в тексте, как автор их изображает и как к ним относится.
Ответить на вопрос шестого задания можно, если вы определите не только поверхностную информацию, но и глубинную, которая часто в тексте прямо не выражена.
Задание 6. Анализ содержания текста