Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы) - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы):
Cкачать презентацию: Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)

Презентация "Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников<br>(обобщ
1 слайд

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников
(обобщение опыта работы)
Подготовил: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 76
Бондарь И.В

Актуальность <br><br>1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественн
2 слайд

Актуальность

1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.

2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…

3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:<br><b
3 слайд

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Смысловое чтение<br>     В Примерной основной образовательной программе начального общего образовани
4 слайд

Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

5 слайд

<br>Навык чтения – явление сложное. <br>Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. <br
6 слайд


Навык чтения – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая:
способ чтения
темп чтения
правильность чтения
Выразительность

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

 Виды чтения:<br><br>- просмотровое (вид смыслового чтения, цель которого получить общее представлен
7 слайд

Виды чтения:

- просмотровое (вид смыслового чтения, цель которого получить общее представление о тексте)
- ознакомительное (вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация)
- изучающее (вид, при котором в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего прочитанного выделяется главное, а второстепенное опускается).
- рефлексивное (это самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения)

Читательские компетенции<br>-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осоз
8 слайд

Читательские компетенции
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,

<br>Этапы работы с текстом<br>
9 слайд


Этапы работы с текстом

 До чтения текста: <br>– просмотровое чтение <br>Результат: <br>предвосхищение чтения, создание моти
10 слайд

До чтения текста:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
прогнозирование
работа с заголовком
работа с иллюстрацией
знакомство с автором и его произведениями

работа с заголовком

Во время чтения текста: <br>– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Рез
11 слайд

Во время чтения текста:
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация (толкование) текста
самостоятельное чтение, выяснение непонятного
первичная беседа
перечитывание, диалог с автором
уточняющие вопросы по ходу чтения

После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. <br>Результат: <br>понимание авт
12 слайд

После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
я увидел, я услышал,
я почувствовал…
верите ли вы, что…
подбери иллюстрацию к тексту, найди несоответствия
соотношение с иллюстрацией и заголовком; творческие задания

<br><br>Первичное прочтение<br>Виды работ:<br>Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний);<br
13 слайд



Первичное прочтение
Виды работ:
Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний);
Определение главной мысли текста, его жанра;
Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел;
Соотнесение рисунков порядку цепочки событий в произведении;
Чтение с пометками непонятных слов;
«Чтение - спринт» и т.д.




Вторичное прочтение
Виды работ:
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку;
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;
Восстановить деформированный текст, части текста;
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (на доске);
Кроссворд (погружение в текст) и т.д.

из опыта работы
Урок литературного чтения
многократное обращение к тексту

<br> <br><br>Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): <br>Чем
14 слайд




Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. 

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). 

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
из опыта работы
Урок русского языка

Задания «на дополнение информации»:<br>
15 слайд

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на восстановление деформированного текста»:<br>
16 слайд

Задания «на восстановление деформированного текста»:

Задания «на восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв»:<br>
17 слайд

Задания «на восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв»:

из опыта работы<br>Урок математики<br>Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет р
18 слайд

из опыта работы
Урок математики
Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.

Работа над задачей:
Работаем по алгоритму
Переводим прочитанное на «свой» язык;
Образно представляем содержание текста задачи - «Я участник событий»


Прием составления вопросов к задаче<br>  Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоци
19 слайд

Прием составления вопросов к задаче
Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?

- О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста )
- Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?
- Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость (V)?
Какие формулы можно составить для этих величин?

<br><br><br>Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для уч
20 слайд




Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег










из опыта работы
Урок окружающего мира

Задания «на перенос информации»:<br>
21 слайд

Задания «на перенос информации»:

Задания «на соотнесение»:<br>
22 слайд

Задания «на соотнесение»:

Приёмы по формированию смыслового чтения<br>«Задай вопрос»<br>«Читаем и спрашиваем»<br>«Дневник двой
23 слайд

Приёмы по формированию смыслового чтения
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Таблица ЗХУ»
«Дерево предсказаний»






 <br><br>Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном поря
24 слайд



Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

Задачи на движение<br>Расстояние<br>Время<br>Скорость<br>S=V*t<br>V=S:t<br>t=S:V<br>V=8км/ч<br>t=5ч<
25 слайд

Задачи на движение
Расстояние
Время
Скорость
S=V*t
V=S:t
t=S:V
V=8км/ч
t=5ч
?

Ассоциативный куст<br>растения<br>высокие<br>хвойные<br>лиственные<br>декоративные<br>редкие<br>ядов
26 слайд

Ассоциативный куст
растения
высокие
хвойные
лиственные
декоративные
редкие
ядовитые
полезные
маленькие
большие

27 слайд

Интеллект-карта<br>(меньше слов, больше символов)<br>
28 слайд

Интеллект-карта
(меньше слов, больше символов)

29 слайд

Ромашка Блума<br>Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к текс
30 слайд

Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

31 слайд

32 слайд

Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.<b
33 слайд

Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
Не использовать прием больше одного раза на уроке.
Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Дерево предсказаний

Использование   сервиса (облако из слов)  https://wordscloud.pythonanywhere.com/<br><br>Мини-разрабо
34 слайд

Использование сервиса (облако из слов) https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Мини-разработка элемента урока с использованием сервиса (облако из слов) https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Тема урока: Закрепление знаний о частях речи ( 4 класс)
Этап урока. Контроль знаний на этапе окончания учебной темы:
Задание для работы в паре:
1. Рассмотрите данное облако слов на своем ноутбуке. Найдите названия частей речи, распределите в 3 группы.
2. Выберите слова, которые относятся к каждой части речи, сформулируйте правило .


Использование <br>образовательной онлайн-платформы  Учи.ру<br>для формирования навыка смыслового чте
35 слайд

Использование
образовательной онлайн-платформы  Учи.ру
для формирования навыка смыслового чтения

Использование <br>образовательной онлайн-платформы  ЯКласс<br>для формирования навыка смыслового чте
36 слайд

Использование
образовательной онлайн-платформы  ЯКласс
для формирования навыка смыслового чтения

37 слайд

Спасибо за внимание!<br><br>
38 слайд

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы<br>Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обр
39 слайд

Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

Возможно Вы ищите другие презентации
Отзывы на edulib.ru"Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать