Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 164
Презентация "Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников (обобщение опыта работы)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников
(обобщение опыта работы)
Подготовил: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 76
Бондарь И.В
Актуальность
1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Навык чтения – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая:
способ чтения
темп чтения
правильность чтения
Выразительность
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Виды чтения:
- просмотровое (вид смыслового чтения, цель которого получить общее представление о тексте)
- ознакомительное (вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация)
- изучающее (вид, при котором в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего прочитанного выделяется главное, а второстепенное опускается).
- рефлексивное (это самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения)
Читательские компетенции
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,
До чтения текста:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
прогнозирование
работа с заголовком
работа с иллюстрацией
знакомство с автором и его произведениями
работа с заголовком
Во время чтения текста:
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация (толкование) текста
самостоятельное чтение, выяснение непонятного
первичная беседа
перечитывание, диалог с автором
уточняющие вопросы по ходу чтения
После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
я увидел, я услышал,
я почувствовал…
верите ли вы, что…
подбери иллюстрацию к тексту, найди несоответствия
соотношение с иллюстрацией и заголовком; творческие задания
Первичное прочтение
Виды работ:
Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний);
Определение главной мысли текста, его жанра;
Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел;
Соотнесение рисунков порядку цепочки событий в произведении;
Чтение с пометками непонятных слов;
«Чтение - спринт» и т.д.
Вторичное прочтение
Виды работ:
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку;
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;
Восстановить деформированный текст, части текста;
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (на доске);
Кроссворд (погружение в текст) и т.д.
из опыта работы
Урок литературного чтения
многократное обращение к тексту
Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):
Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
из опыта работы
Урок русского языка
из опыта работы
Урок математики
Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.
Работа над задачей:
Работаем по алгоритму
Переводим прочитанное на «свой» язык;
Образно представляем содержание текста задачи - «Я участник событий»
Прием составления вопросов к задаче
Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?
- О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста )
- Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?
- Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость (V)?
Какие формулы можно составить для этих величин?
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
из опыта работы
Урок окружающего мира
Приёмы по формированию смыслового чтения
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Таблица ЗХУ»
«Дерево предсказаний»
Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.
Ассоциативный куст
растения
высокие
хвойные
лиственные
декоративные
редкие
ядовитые
полезные
маленькие
большие
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
Не использовать прием больше одного раза на уроке.
Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Дерево предсказаний
Использование сервиса (облако из слов) https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Мини-разработка элемента урока с использованием сервиса (облако из слов) https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Тема урока: Закрепление знаний о частях речи ( 4 класс)
Этап урока. Контроль знаний на этапе окончания учебной темы:
Задание для работы в паре:
1. Рассмотрите данное облако слов на своем ноутбуке. Найдите названия частей речи, распределите в 3 группы.
2. Выберите слова, которые относятся к каждой части речи, сформулируйте правило .
Использование
образовательной онлайн-платформы Учи.ру
для формирования навыка смыслового чтения
Использование
образовательной онлайн-платформы ЯКласс
для формирования навыка смыслового чтения
Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000