Использование на уроках современных педагогических технологий
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 309
Презентация "Использование на уроках современных педагогических технологий" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Использование на уроках современных педагогических технологий» Учитель биологии МОУ «Анисимовская ООШ» Синицына Елена Викторовна 2007 г.
Роль учителя на уроке заключается не только в передаче знаний ученику, а в организации образовательной среды, обучаясь в которой ученик ,опираясь на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения создаёт свои образовательные стандарты. Учитывая возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б. Эльконым и В.В.Давыдовым в подростковом возрасте оптимальные результаты могут быть достигнуты в процессе сочетания технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения.
В своей практике отдаю предпочтение самоорганизующим технологиям обучения: Технологии группового самостоятельного обучения, Технологии коллективного самостоятельного обучения Основной вид деятельности – общение, происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни. Эти технологии направлены на личную продуктивную деятельность учеников, обеспечивают положительные результаты изучения учебного материала , повышают мотивацию обучения.
Главные результаты использования этих технологий: -ученики могут свободно высказывать свои мысли, идеи, замечания (обеспечивают личностное образовательное приращивание учеников) - предоставляется возможность вести уроки самим учеником, - проводить занятия в группах или парах по выбору - формируются компетенции личностного самосовершенствования.
Принципы работы по самоорганизующим формам обучения. признание уникальности, оригинальности, самоценности каждого ученика. признание каждым учеником уникальности, индивидуальности и самоценности любого другого человека каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основах. Ученик, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначение. получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как самим, так и учителем по отношению к индивидуально формируемым целям ученика.
Закономерности самоорганизующих технологий обучения: Учащиеся осознанно участвуют в определении целей, выборе его форм и содержания. Увеличение в учебном процессе доли открытых вопросов, не имеющих однозначно определённых решений и ответов. Диагностика личностных качеств ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика его образовательных результатов по отношению к стандартам.
Предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные стандарты, но их внутренние качества. Оцениваются Текстовые образовательные характеристики, Результаты образовательных достижений, Рефлексивные записи, Анкеты, Самооценки.
Пример количественной характеристики учителем индивидуальных образовательных результатов выбранного ученика по изучаемой теме. (1 – низкий, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – выше среднего, 5 – высокий)
Открытые задания позволяют ученику не просто изучать материал, а конструировать собственные знания. Примеры: предложите свою версию происхождения земли( государства, человека, алфавита, культурной традиции). Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи. Нарисовать музыку «оживить» число Определить цвета дней недели Сочинить песню, рифму, Составить экзаменационную работу самой себе, сборник своих задач, задание для другого ученика Изготовить газету, журнал, модель Разработать свои учебные пособия( прописи, алгоритмы, памятки) Провести урок в роли учителя. Дети получают творческую работу не только по предмету, а и методологии их деятельности. Сформулированные учениками цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками.
Необходимо учить детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит. В конце урока , четверти, года необходимо проводить рефлексию учащихся и учителя. Формы образовательной рефлексии различны: Устное обсуждение Письменное анкетирование, Графическое изображение происходящих изменений (самочувствие- нарисовать свой день, самореализация, личная активность- подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполненной деятельности, строить графики). Ученики часто затрудняются сказать, что именно происходило с ними на уроке. В качестве опоры для рефлексивной деятельности ученикам предлагаются ориентировочные вопросы.
Рефлексивные вопросы: Что, на мой взгляд, происходило сегодня на занятии? В чём его смысл ? Делали опыт Наблюдали Записывали свои наблюдения Анализировали Спорили Давали простым вопросам «сумашедшую» форму, часто из мухи делали слона. Тренировали речь, учились выражать свои мысли. В чём выражалось мое личное участие в занятии? Что понял? Чему научился? Рассуждала Выучила понятие, термин Понял многое, но ничему не научился, Научился смотреть на вещи с другой стороны Что я чувствовала, ощущала? Чувствовала, что начинаю ничего не понимать, Интерес к изучаемому материалу, Радость, что урок проходит интересно, Сначала равнодушие, потом заинтересованность. Мои замечания и предложения (учителю, себе, всем нам) Быстрее проходить материал, Не уходить от общей идеи, На следующем уроке вначале назвать самое основное, что получили на занятиях. Рефлексия не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
Методика организации рефлексии Остановка предметной деятельности Восстановление последовательности выполненных действий и их эффективность Выявление результатов рефлексии
Урок в 7 кл. на тему : «Гнездостроение». Форма урока - работа в группах. Цель. Задействовать когнитивную деятельность учеников (познание) через компьютер(узнать о классификации гнёзд, о типах гнёзд),. Сравнить строительство гнёзд в разных природных зонах одним видом птиц, провести анализ приспособленности птиц к местам обитания. В конце провести тестирование. Развивать креативные способности детей: воображение, фантазию, коммуникативные при проведении практической работы в группах по 4 человека.
Способы деятельности учеников: Познание окружающего мира, Создание личного продукта образования( определение гнёзд, их описание), Создание проектов по проблемным вопросам, Самоорганизация при познании нового материала, Создание своего предложения по помощи птицам в гнездовой период, Коммуникативная работа в группах при выполнении практической работы.
Средства обучения: Компьютер, Коллекция гнёзд, Карточки задания, линейки, карандаши, таблица «Птичьи гнёзда»
Ход урока. Ставим цели занятия, рассказываем о приёмах и методах его проведения. Объявляем, что будет практическая работа и тестирование. Ученикам предлагается сформулировать цели, которые они ставят перед собой в начале занятия, решая проблемные вопросы: Ребята распределяются по группам для решения выбранных проблем.
Лесник осмотрел лес и отметил большое количество дуплистых деревьев, пометил их с целью удаления, ведь они мёртвые и мешают подросту. Прав ли лесник? Свой ответ обоснуйте. Предложите своё решение проблемы.
Хищные птицы страивают гнёзда на линиях электропередач, а там часто происходит гибель птиц. Как вы предлагаете разрешить этот вопрос ?
Редкие птицы гаги гнездятся на берегу моря, и иногда в момент прилива гнёзда смывает, птенцы погибают. Как помочь птицам?
Ребята распределяются по группам для решения выбранных проблем. Задание индивидуальное: если бы я был птицей……….., где и какое бы гнездо построил и почему?
Задания группам для выполнения практической работы. 1. Вы попали в лес. Необходимо найти гнёзда, определить их тип, классифицировать, по определителю узнать, какому виду принадлежит это гнездо. (используйте текст учебника на стр. 178) Решите проблему лесника.
2.Вы попали в степь. Необходимо найти гнёзда, определить их тип, классифицировать, по определителю узнать, какому виду принадлежит это гнездо. (используйте статью в книге А.С.Молиса «Книга для чтения по зоологии» стр. 96-97) Решите проблему хищных птиц.
3.Вы попали в поле. Необходимо найти гнёзда, определить их тип, классифицировать, по определителю узнать, какому виду принадлежит это гнездо. (используйте статью из газеты «Биология» №5 1998 г.) -Решите проблему птицы гаги.
Формы контроля и оценка результатов работы . Оценка проделанной работы каждого ученика в группах при обсуждении, Ответ у доски представителей групп Проверка учителем выполненного теста с выставлением отметки.
В конце занятия проводится рефлексия с каждой группой отдельно: Что в теории показалось наиболее сложным? Какие затруднения испытывал при выполнении практического задания? Сможешь ли ты в полевых условиях описать гнездо? Можно предложить заполнить таблицу и оценить в цветовом выражении выполненные действия на уроке.
Моделирование уроков группового самостоятельного обучения. Разработанная модель групповой самостоятельной работы предполагает, что учащиеся формируются в разноуровневые группы. Каждая группа работает под руководством ученика – лидера. Результативность работы группы во многом зависит от умения лидера управлять познавательной самостоятельной деятельностью учащихся и выполнять организаторские функции . Учителю при моделировании уроков важно учитывать следующее: групповая работа может продолжаться в течение двух уроков Объём учебного материала охватывает не менее двух параграфов учебного пособия Отчёт групп осуществляется последовательно, не нарушая логики изучения материала Учитель по ходу ответа группы направляет деятельность учащихся класса, управляя дискуссией и даёт время на выполнение контрольного задания
Технология коллективного способа обучения (КСО) Коллективная форма организации обучения- это работа в парах сменного состава. При групповых занятиях учитель или ученик – консультант учит сразу несколько человек, а при коллективной форме работают пары по очереди с друг другом, причём пары имеют не постоянный , а переменный состав. Стержневое положение технологии – работа в парах сменного состава – должно быть представленно обязательно.
Алгоритм работы в парах В начале урока каждый ученик получает карточку с заданием для самостоятельной работы по тексту учебной статьи, работают по вариантам Работа пары учеников по одному варианту с целью обсуждения и уточнения варианта ответа Работа с партнёром по парте: знакомство его с содержанием учебного материала своего варианта, беседа по вопросам своей карточки Обмен ролями( готовятся ответы на творческие вопросы и задания Фронтальная эвристическая беседа, учитель корректирует ответы учащихся, школьники учатся применять полученные знания на практике, выполняя практические задания Выполнение тестового задания для выявления уровня усвоения основного содержания урока Информация о выполнении д/з.
Алгоритм работы учащихся на уроке Получите карточку Приступите к выполнению задания своей карточки Обсудите ответы на вопросы с партнёром варианта в группе Передайте полученную информацию партнёру в паре Задайте свой вопрос партнёру в паре. Поменяйтесь ролями Подготовьтесь к ответам на вопросы по всей теме Выполните задание теста Проверьте результаты выполнения теста с партнёром по варианту Получите д/з Поблагодарите друг друга за работу.
Выводы Прогнозировать результативность работы школьников можно, если учитель Владеет содержанием своего предмета Умеет моделировать учебное занятие в режиме адаптивной технологии обучения Обеспечен учебными и методическими пособиями Целенаправленно осуществляет опытно – экспериментальную работу Умеет формально и неформально общаться с учениками