Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 264
Презентация "Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Инструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей Муниципальное общеобразовательное учреждение Голицынская СОШ №2 2011г Автор презентации: заместитель директора по ВР А.А. Гаврилюк
ПРЕДИСЛОВИЕ В данный момент в системе образования нашей страны действует «Минимальный социальный стандарт Российской Федерации», который был разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания и развития детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Под воспитанием понимается целенаправленное, педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
Целью воспитания является формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; - эстетического отношения к окружающему миру, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Три уровня результатов внеучебной деятельности школьников: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Три уровня результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Взаимодействие с обучающимися: формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов, разностороннего творческого развития личности, духовному становлению. Строит отношения между детьми: способствует формированию нравственных и духовных ориентиров, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Взаимодействие с семьей: привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Взаимодействие с педагогическим коллективом (учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и др).
3. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Классный журнал. Рабочая тетрадь классного руководителя. План работы классного руководителя на учебный год. План воспитательной работы с классным коллективом на учебный год. Анализ воспитательного процесса в классе. Личные дела учащихся. Характеристика классного коллектива. Характеристики учащихся. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся. Протоколы родительских собраний. Дневники учащихся. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований. Папки на каждого ученика (творческие работы, анкеты, тесты, сочинения, личные достижения).
4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: 4.1 Международные документы: Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.). Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.). Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.). Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.). Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).
4.2 Федеральные законы: Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.). Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000г. № 51-ФЗ). Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).
4.3 Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ: Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751). Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.20001г. « 258). Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196).
4.4 Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16). О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393). О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818). Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Классный руководитель составляет план воспитательной работы, который содержит следующие разделы: Характеристика класса (общие сведения о коллективе и история его формирования, учебная деятельность, результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство - СОЕ), организационное и волевое единство (ОРЕ), эмоциональное единство (ЭМЕ), традиции класса. Воспитательные цели и задачи (исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса; должны быть конкретными, реально осуществимыми). Формы и методы работы (план). Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).
6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Этапы Задачи (вопросы) Содержание 1. «Этап предварительной организации и ориентации» Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях. Констатация фактов: знакомство со статистикой, собранной информацией. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года. Определение контура предмета анализа. Выделение комплекса условий, повлиявших положительно или отрицательно на анализируемый объект. 2. «Этап раскрытия содержания предмета анализа» Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты. Определение цели анализа. Описание целей и задач деятельности. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияний на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся. Выявление динамики изменений, произошедших в педагогических процессах школы в классах и отдельных учащихся за счет решения задач года. Установление условий, оказавших влияние на результаты деятельности и их динамику. 3. «Выявление причины» Установление причинно-следственных связей путем ответа на вопрос, почему это произошло. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (определение того, почему проявили себя выявленные факторы, условия). 2. Систематизация положительных (отрицательных) факторов, которые оказали влияние на развитие изучаемого явления. 4. «Систематизация и обобщение» Определение целей и задач дальнейшей деятельности. Определение нерешенных проблем. Выделение первоочередных нерешенных проблем. Определение направлений дальнейшей деятельности.
АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА: Достигнутый уровень решения задач, количественная и качественная характеристика результатов и их динамики. Выявление и оценка положительных сторон воспитывающей деятельности школы и недостатков в работе (положительных и отрицательных факторов, условий). Меры, способствующие достижению успехов (причинно-следственные связи). Причины, вызвавшие появление недостатков. Нерешенные проблемы (перечислить, выделить первоочередные на новый учебный год). Результаты анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 3. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: 4.1 Международные документы 4.2 Федеральные законы: 4.3 Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ 4.4Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ