Особенности воспитания одаренных детей
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 292
Презентация "Особенности воспитания одаренных детей" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«…четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день!» В. Сатир Родительское собрание на тему: «Особенности воспитания одарённых детей»
Одарённость высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одарённость. Так, общая умственная одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности. Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.).
Одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам (особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем к рисованию).
Что отличает такого ребёнка? У него отлично развиты такие качества: Оригинальность, Любознательность, Прекрасно развитая речь, Воображение, Интуиция, Творческое мышление, Эмоциональность, Чувство юмора, Творческое отношение к заданию.
У всех одарённых детей ярко выражена исследовательская потребность, поиск нового, удовольствие от созидательной работы.
Выявлению и развитию одарённости у детей содействуют: специальные школы (напр. музыкальная, художественная, математическая и т.д.), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение школьных олимпиад, конкурсов и фестивалей художественно-творческой направленности и т.п.
Так же, и об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Не существует ни теории, ни методов его диагностики. Поэтому, понятие Талант - не столько научное, сколько «житейское». Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни ребёнка.
Одаренность ребёнка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врождённые задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды.
Выдающийся психолог Э.П.Торренс: «Развитие одарённости не зависит от наследственности, а от культурной среды, в которой растёт ребёнок, зависит значительно».
Специалисты по работе с одарёнными детьми давно заметили, что важна семейная атмосфера, система семейных ценностей.
Стиль воспитания и одарённый ребёнок Все родители поощряют и желали бы развивать в своём ребёнке познавательные потребности и различные способности. Но, только, делают они это, естественно, по-разному. Основных таких воспитательных стратегий три.
1. Стратегия прямого воспитательного воздействия. Такие родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы. При определённой настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. НО! Нередко у ребёнка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребёнка – вплоть до полной потери интереса.
2.Стратегия привлечения специалистов. Эта категория родителей считает, что определять способности и развивать их в ребёнке должны специально подготовленные люди. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребёнка несомненная. НО! При условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
3. Стимулирующая стратегия. Такие родители не стремятся контролировать развитие способностей ребёнка. Зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях – атмосфера ярких интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, посещают выставки, не навязывая это ребёнку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия – самая эффективная.
Одарённый ребёнок часто отличается от всех как «белая ворона». Одарённость обычно порождает ряд проблем. И поэтому, взрослым людям, окружающим такого ребёнка, необходимо понимать его проблемы.
Часто одарённый ребёнок ставит перед собой почти невыполнимые задачи, увлекшись так, что не всегда рассчитывает свои силы. Любые неудачи «чудо-чадо» воспринимает как личную трагедию и драму. Одарённый ребёнок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонацию, и жесты. Любая небрежная реплика им может восприниматься как критика в свой адрес и вызвать чувство вины, и даже ощущение отверженности, значительно занизив самооценку.
Остро реагирует на всякую несправедливость, пытается её исправить, нередко оказываясь вовлеченным в конфликтную ситуацию. Одарённый ребёнок непроизвольно способен унижать тех, кто рядом, не понимая того, что кто-то мир воспринимает по-другому и не так одарён, как он. Им часто недовольны воспитатели и учителя – ведь ребёнок, «выбивающийся» из общей массы класса – неудобный ребёнок.
Нетерпеливость, порывистость ершистость в суждениях – отличительные черты одарённых детей – создают трудности в общении. Незаурядность ребёнка приводит к тому, что у него почти нет друзей, часто он чувствует себя изгоем, способен разочароваться в себе и, чтоб заинтересовать собой детей, становится для них паяцем, клоуном, шутом. При определённой одарённости этот ребёнок порой обескураживает несовершенством физических характеристик, более всего – моторика. Он отличается удивительно ярким воображением, поэтому его страхи во сто крат «страшнее», чем у сверстников.
Главное, что требуется от взрослых, окружающих одарённого ребёнка – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Поощряйте самостоятельность ребёнка (конечно, если это не наносит вред), не мешайте желанию ребёнка сделать что-то по-своему. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
Развивайте чувство меры в отношении детей к творческой деятельности – избегайте перенапряжения и однообразия. Уважайте точку зрения ребёнка, какой бы она не казалась «глупой» и «неправильной», не подавляйте своей «правильной» точкой зрения.
Не смейтесь и не критикуйте работы ребёнка, какие-то необычные образы, возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать страх «ошибиться», желание отказаться от деятельности из-за страха потерпеть неудачу, отбить охоту к дальнейшим творческим поискам, попыткам и экспериментам.
Список используемой литературы: Акимова Г. Стань креативным. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. – М.: Издательство: Издательство "Крон-Пресс", 1997 Большой психологический словарь/Под ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм –ЕВРОЗНАК, 2003.