Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 296
Презентация "Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Орфографическая грамотность Относительная – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе правилами, включая часть слов с непроверяемыми орфограммами Абсолютная – это умение пользоваться всеми действующими правилами и умение безошибочно писать все без исключения слова
Выявить, обосновать и апробировать условия повышения орфографической грамотности младших школьников
Проблема орфографической грамотности остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, невнимания учащихся к слову, к родной речи, падения интереса к чтению, неумения организовать работу по предупреждению орфографических ошибок и др.
Актуальность проблемы По мнению Н.Ф.Ивановой, во время обучения в начальных классах у большей части детей орфографическая грамотность не формируется. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования орфографической грамотности и недостаточной работой в этом направлении
Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония» Квалификационная работа по методике русского языка. Выполнила студентка v курса – Гринева Е.И.
констатирующий этап эксперимента результаты диктанта Таблица 1 № Орфограмма Кол-во ошибок КК ЭК 1 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 8 10 2 Правописание безударных гласных в корне слова 23 27 3 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне - - 4 Правописание приставок и предлогов 5 7 5 Ь и Ъ 6 7 6 Правописание слов с непроизносимыми написаниями 5 7 7 Другие ошибки 13 18 8 Общее количество ошибок 60 76 9 Количество ошибок на одного человека 60:16=3,7 76:20=3,8
В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Программа 4 класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком в средней школе. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в следующих направлениях: Организация констатирующего этапа эксперимента; Разработка и реализация опытного обучения, направленная на развитие орфографической грамотности школьников; Организация контрольного этапа эксперимента.
Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы: организация работы над ошибками в обучающих упражнениях, в контрольных диктантах, в изложениях и сочинениях.
Регулярное проведение грамматико-орфографической работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок, Систематическое осуществление работы над орфографическими ошибками Самоконтроль учащегося; Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок, организуемая учителем. Формы работы
Причины орфографических ошибок: Организация работы над ошибками (отсутствие систематической работы над ошибками, неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное, недостаток методических приёмов и др.) Усвоение учащимися знаний, умений и навыков (неумение применять полученные знания, затруднение в понимании смысла слова, недостаточное развитие орфографической зоркости, небольшой словарный запас, низкая техника чтения и т.д.) Усвоение учащимися правил правописания ( заучивание правил без опоры на практику письма, неумение соотносить слова, которые они пишут, с правилом их правописания, непонимание цели действия, указанных в правиле). Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся (дефекты речи, свойств нервной системы учащихся, медленного действия и т.д.)
Учебные цели для достижения относительной орфографической грамотности: познакомить учащихся с основными орфографическими правилами, сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий, сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарём, создать необходимые условия обучения школьников орфографии.
В ходе опытного обучения учащиеся ЭК учились дифференцировать орфографические умения при осуществлении групповой работы По методике М.С.Соловейчик, ошибки не исправлялись, а только указывалось слово, в котором допущена ошибка. Каждый этап работы над орфограммой ребёнок обозначал соответствующей буквой: Н (найти орфограмму), М (обнаружить морфему), РЗ (решить задачу).
Каждая ошибка свидетельствует о невыполнении определённого действия: Если слово написано неправильно и при этом не поставлено ударение, не указана морфема, значит, ученик не обнаружил орфограмму (способ действия: поставь ударение, пропусти орфограмму, определи морфему, в которой находится орфограмма, вспомни правило, реши орфографическую задачу). Если орфограмма указана, но не указана морфема, ребёнок должен понять, что не выделив морфему, он не сможет определить тип орфограммы (найди морфему и вспомни правило при работе с орфограммой такого типа). Если орфограмма обнаружена, морфема указана, а правильная буква все-таки не написана, значит, ребёнок не вспомнил правило для решения орфографической задачи (определи тип орфограммы, вспомни правило, при этом можно пользоваться справочным материалом)
Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников ( методика В.П.Беспалько) Таблица 2 Значение коэффициента эффективности Уровни эффективности 0,9
Опытное обучение осуществлялось в ЭК В ходе опытного обучения у учащихся ЭК формировалось умение обнаруживать причину ошибок, затем предполагалось проанализировать, на каком именно этапе решения орфографической задачи была допущена ошибка: нахождение орфограммы; обнаружения морфемы, в которой находится орфограмма; решения орфографической задачи. Детей учили обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.
Исходя из характерных для данного учащегося ошибок, предлагалось три типа заданий: Если ошибки были на этапе выделения орфограммы, то ребёнок получал следующие задания: найти орфограммы в готовом тексте; исправить текст с ошибками. Если ученику труднее всего ставить орфографическую задачу, он выполнял упражнение с пропущенной буквой, где нужно определить морфему, решить орфографическую задачу. Если же ученик не освоил способ решения орфографической задачи, он выполнял традиционное упражнение на вставку пропущенных букв.
Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников ( методика В.П.Беспалько) Таблица 3 Значение коэффициента эффективности Уровни эффективности 0,9
ДИНАМИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ Таблица 4 на начало опытно – экспериментальной работы на конец опытно – экспериментальной работы ЭК КК ЭК КК К э 0,42 0,49 0,85 0,56 неэффективная неэффективная эффективная неэффективная
Итог работы Таким образом, работа по повышению орфографической грамотности в ЭК оказалась эффективной. Этому способствовало систематическое осуществление грамматико – орфографической работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок и регулярное проведение работы над орфографическими ошибками. Таким образом, наша гипотеза верна.
Анализ диктанта показал В среднем на 1 человека в КК – 3,5 ошибки В ЭК на одного человека – 1,8 ошибок Результат улучшился с 3,8 ошибок на одного человека (на начало исследования)