Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными деьми
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 320
Презентация "Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными деьми" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Роль дополнительного образования применительно к взрослым Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование, самоактуализация Творческая, профессионально-компетентная личность
Дополнительное образование (применительно к взрослым) -вид образования, изначально ориентированный на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. (А.К. Бруднов)
Дополнительное образование (применительно к детям) понимается как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Дополнительное образование одаренных детей- неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется по дополнительным образовательным стандартам, по средством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования, так и общеобразовательных учреждениях
Одаренность –это системное, развивающееся в течении всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. (Рабочая концепция одаренности) Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Рабочая концепция одаренности)
Роль дополнительного образования применительно к одаренным детям Система дополнительного образования Творческое взаимодействие взрослых и детей Реализация индивидуальной образовательной траектории Полномерное развитие задатков, способностей, возможностей и интересов Раскрытие и развитие одаренности детей
к качеству подготовки педагогов для работы с одаренными детьми; профессиональной компетентности в области выявления и развития одаренных детей; профессиональной трансляции и разработке индивидуальных образовательных программ, творческой организации образовательного процесса. Требования:
Дополнительное образование педагога работающих с одаренными детьми- система образования которая позволяет педагогу в течении всей жизни плюс к базовому образованию овладеть наличием специальных знаний и умений применять их в работе с одаренными детьми, реализовать профессионально-творческий потенциал педагога, тем самым, обеспечивая постепенное наращивание профессиональной компетентности, профессиональной квалификации, профессионально-творческого опыта в работе с одаренными детьми. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования работающего с одаренными детьми - единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности с одаренными детьми.
Кластер профессиональной компетентности педагогов ДО в работе с одаренными детьми Общекультурные компетенции Когнитивные компетенции Педагогические компетенции - мировоззренческая ценностно-смысловая компетенция; - гражданская компетентность; - правовая культура; - умение демонстрировать современный общекультурный уровень; - национальная и религиозная толерантность: - социокультурные компетенции; - выявление сущностных признаков явлений. -готовность к познанию; -постановка и решение познавательных задач; -умение развивать и использовать интеллектуальный потенциал; -умение организовать взаимосвязь имеющихся и новых знаний; -системное мышление; -способность определения проблем; -владение умственными операциями; -способность выбора индивидуальной образоват. траектории. - ценностно-смысловая компетенция; -предметные компетенции в образовательных областях; -методологическая компетенция; -методическая компетенция; -компетенция планирования образовательной деятельности; -технологическая компетенция - способность применять современные образовательные технологии; -способность педагогического проектирования; -компетенция оказания педагогического сопровождения.
ПРИНЦИПЫ ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ: культуросообразности, обеспечивающего ценностное обучение феномена одаренности; личной ориентации, обуславливающего активную творческую позицию педагога дополнительного образования; аксиологичности, определяющего иерархию системы ценностей; антропологии, обеспечивающего целостное видение феномена одаренности; системности, обуславливающего целостность повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Модель повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования в работе с одаренными детьми Обучающийся педагог дополнительного образования Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДО в работе с одаренными детьми Коммуникативные тренинги Активные и интерактивные формы обучения для повышения методической компетентности Работа в творческих группах по проектам-презентациям (ситуации основанные на имеющемся педагогическом опыте) Предлагаемая тематика практико-ориентированных семинаров, круглых столов и коллоквиумов Индивидуально образовательная траектория Повторная диагностика: Рефлексия. 2. Коррекция. Диагностика Программа диагностирования уровней профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в работе с одаренными детьми Цель: повышение профессиональной компетентности Информационные и методические ресурсы Педагогические кадры
КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ предоставление педагогу свободы выбора индивидуальной образовательной траектории на пути к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоактуализации, построению себя, собственного образования, профессиональной карьеры; стимулирование желания педагога обнаруживать и анализировать собственные образовательные интересы, профессионально-творческие потребности; определение уровня профессиональной компетентности и развития творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми; повышение профессиональной компетентности и развитие творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми; организация диалогового взаимодействия, как условия повышения профессиональной компетентности.
УСЛОВИЯ ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ Организация свободы выбора индивидуальной образовательной траектории на пути к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоактуализации, построению себя, собственного образования, профессиональной карьеры. Опора на существующий уровень профессиональной компетентности, развития творческого потенциала и практического опыта педагога в работе с одаренными детьми с целью их повышения и расширения средствами системы дополнительного образования. Творческое взаимодействие и сотрудничество в поиске альтернативных подходов к обучению и развитию одаренных детей. Создание обогащенной методической базы для свободной ориентации педагога в насыщенном информационном потоке по проблемам выявления и развития одаренных детей.
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ 1.«Одаренные дети - приоритетное направление современного образования» 2. «Психолого-педагогические диагностики выявления одаренных детей». 3. «Современные педагогические технологии обучения и воспитания, применяемые в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования». 4. «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей в системе дополнительного образования». 5.«Система консультирования и тренингов для педагогов дополнительного образования». 6. «Методические рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования».
Цель: повышения профессиональной компетентности педагога в области теории и практики работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Задачи: Сформировать у педагогов системы знаний о сущности зарубежных и отечественных концепций и теоретических положений развития одаренных детей в системе дополнительного образования. Привить умения обнаруживать проблемы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности в области выявления и развития детей. Усовершенствовать навыки педагогов определения методов выявления и технологий развития одаренных детей, модифицировать существующие и разрабатывать новые. Развить способности педагогов проектировать, моделировать, и диагностировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренности детей.
Содержательный компонент обеспечен программой: «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования», состоящей из следующих модулей: проблемы одаренности в современном психолого-педагогическом сообществе; концепции природы и структуры одаренности; методы исследования одаренности; проблемы одаренности в системе дополнительного образования; педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей; программы и модели работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования; предметно-развивающая среда системы дополнительного образования как средство построения индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка.