Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 314
Презентация "Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
Творческие способности - комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем и получать результаты, обладающих новизной.
В качестве основного условия развития творческой активности учащихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспроизведению знаний учащимися, а творческому их применению при самостоятельной работе и работе в группах сменного состава.
Алгоритм действий для развития творческого мышления 1. Научиться анализировать систему (предмет, процесс). Надо уметь строить и анализировать схемы «Состав -Связи- Взаимодействие» . 2. Научиться так называемому «широкому» мышлению. Надо уметь любую систему рассматривать не отдельно, изолированно, а видеть её составные части и те системы, в которые входит наш объект анализа. . 3. Научиться Анализу развития систем. Определять влияющие на развитие системы факторы внешней среды и внутренние ресурсы. Определять антисистемы (конкурентов) и параллельные системы (дружеские), их тенденции развития. Определять - чтобы избегать или использовать в своих целях. 4. Уметь правильно ставить задачи в конкретной ситуации и видеть пути их решения. 5. Использовать высокий уровень воображения, фантазии. Уметь «привязывать» нестандартные решения к конкретным условиям. Бывает, что в фантастической идее содержится рациональное зерно. Но чтобы его найти, надо обладать особым навыком - «творческого критика». 6. Уметь реализовывать решения. Особенность методологии обучения творческому мышлению в том, что человек, обучаясь анализировать и решать различные нестандартные задачи, меняет не только мышление. Человек учится СТРОИТЬ свои отношения наиболее оптимальным образом - для достижений своих целей. При этом он, конечно, учитывает наличие разнообразных целей, направлений развития, ресурсов и у своего окружения.
Современные образовательные технологии, способствующие активному обучению Проблемное обучение Концентрированное обучение Модульное обучение Развивающее обучение Дифференцированное обучение Активное (контекстное) обучение Игровое обучение Обучение развитию критического мышления
При изучении химии основой является подчинение учебно-воспитательного процесса практическому интересу к предмету, умению оценивать значение изучаемого материала для конкретной цели Основные активные формы обучения Уроки с измененными способами организации Уроки, опирающиеся на фантазию Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ Уроки с игровой состязательной основой Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации Тематические предметные недели
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо культурной среде.
Внеклассная работа – учебная деятельность, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана… Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории
Критерии оценки результативности обучения Развитие познавательного интереса учащихся и, как следствие, участие во внеклассных мероприятиях по химии, занятия в химическом кружке, выполнение творческих работ Повышение процента качества знаний учащихся по результатам обучения Участие в школьных и районных олимпиадах, заочных творческих конкурсах федерального уровня Выбор дисциплины в качестве выпускного экзамена и хорошие результаты Развитие умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности Выбор специальностей с «химическим» уклоном и отсутствие проблем при дальнейшем обучении, осознание уважительного отношения к представителям производительного труда
Результаты итоговой аттестации Учебный год Форма аттестации Класс Количество учащихся в % от общего числа % успеваемости % качества 2004/05 Традиционная Традиционная ЕГЭ 9 11 11 70% 20% 15% 100 100 100 53 80 67 2005/06 Традиционная Традиционная ЕГЭ 9 11 11 60% 20% 20% 100 100 100 77 75 67 2006/07 Традиционная 9 60% 100 77 2007/08 Традиционная 9 30% 100 67 2008/09 Традиционная 9 25% 100 75