Практикум по написанию сочинения (часть С)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 263
Презентация "Практикум по написанию сочинения (часть С)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Практикум по написанию сочинения (часть С) Вы можете научиться писать Самостоятельные Обдуманные Четко структурированные Исчерпывающие Нормативные Естественно, грамотные Нестандартные Интересные Яркие
Шаг 1. Формулирование проблемы текста Проблема – это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в определенной ситуации (как справиться с волнением перед экзаменом?), многих людей (что такое вдохновение?), или все человечество (как избежать экологической катастрофы на Земле?). Жизнь ставит перед нами множество вопросов (проблем), многие из них до сих пор не решены.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления: в чем смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как свя заны язык и мышление? Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества: можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Политические (социально-политические) проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп: как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы граждан? В чем опасность политики национализма? Нужна ли обществу цензура? Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды: имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы? Общество должно заботиться не только об охране при роды, но и сбережении материальных и духовных богатств человечества, поэтому в конце XX века заговорили об экологии культуры и экологии языка. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определенными правилами поведения: что такое совесть (порядочность, вежливость, интеллигентность)? Следует ли помогать ближнему? Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старших? Какого человека можно назвать культурным? Категории проблем
Как выявить проблему текста? Как научиться не завидовать? Верить пословице: и на нашей улице будет праздник. Верить метафоре, предложенной М. М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительный клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься — и о чудо! — он откроет вам (не без этого даже!) секреты успеха; более того, в чем-то и поможет. Его тоже легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не полюбить такого, как ему не помочь! Еще есть «накопительное» средство от зависти: накапливайте свои успехи, почаще радуйтесь им. Вы не хуже других, и каждая человеческая судьба содержит уникальный набор компонентов счастья. У каждого свой узор счастливой мозаики. (В. Харченко)
Автор публицистического произведения (публицистика – литература по актуальным общественно значимым вопросам современности) обычно достаточно четко обозначает проблематику своего текста, поскольку стремится воздействовать на читателя, сформировать у него определенное отношение к обсуждаемым в тексте вопросам. Проблема текста может раскрываться на примере отдельной личности, поведения, поступков конкретного человека. Сложнее определить проблему в художественном тексте, где изображена определенная ситуация, какие-либо события, связанные с конкретными героями. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. На заметку
Как сформулировать проблему? Часто на вопрос Какова проблема прочитанного вами текста? получаешь ответ: Автор говорит о том, что... Верно ли это? Попробуем по-другому: Автор ставит перед читателями следующий вопрос... Автор рассуждает над проблемой... В тексте поднимается проблема... Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой… Проблема (чего?) … Эту конструкцию можно использовать в том случае, когда формулировка проблемы не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием. Например: В тексте поднимается проблема одиночества. Автор затрагивает проблему «отцов и детей». В центре внимания автора проблема экологии культуры. В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.
2) Формулировка проблемы в виде вопроса: Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального, «поэзии» и «прозы» в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст писатель Ю. Нагибин. Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы замечательного русского ученого А. Ф. Лосева. Формулировка в виде вопроса поможет вам выразить мысль более точно и глубоко.
Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... Проблема (какая?) … Проблема (чего?) … войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Проблема (что делает?) … возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. … (чего?) проблемы постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы … (что?) проблему поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, обсудить, решить… какую-либо проблему
Шаг 2. Комментарий к выявленной проблеме Комментарии – 1) рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо, 2) рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание текстуального комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие эмоции автора выражены в тексте? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Типичные конструкции, помогающие оформить комментарий Автор раскрывает проблему на примере... В центре внимания автора... Автор говорит о том, что... Автор обращает внимание на... Автор особо подчеркивает, что... Автор доказывает (убеждает, приглашает к раз мышлению и т.п.)... Автор отвергает (осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает)... Следует обратить внимание на мысль о том, что... Заслуживает внимания высказывание... Автор не случайно использует слово (слова)... упоминает.. Автора волнует... Автор негодует (восхищается, удивляется)... Автора тревожит...
Два способа изложения материала: 1) от формулировки проблемы к комментарию; 2) от комментария к формулировке проблемы Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста – известный русский композитор Дмитрий Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения, поэтому его речь звучит очень эмоционально. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского – величайших композиторов мира. Впрочем, каждый духовно развитый человек знает о том, что музыка, как и любой другой вид искусства, может не только развлекать, но и пробуждать душу, напоминая нам о духовной стороне жизни. Читая текст Ф. Вигдоровой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днем Победы, только, по его словам, «почета никакого не получилось». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчеркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убежден: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.
На заметку Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор. Наибольшую трудность для выделения проблемы и ее комментирования представляют тексты с проблемными ситуациями, основанными на конфликте героев, столкновении их взглядов, позиций и т. п. Как правило, это фрагменты художественных произведений. Для комментирования подобных текстов постарайтесь в 1-2 предложениях описать проблемную ситуацию в целом, а затем остановитесь на отдельных аспектах проблемы, опишите отношение автора (повествователя) к словам, поступкам героев, дайте свою оценку описанной ситуации. Типичная ошибка, которую допускают при комментировании текста, заключается в том, что проблема понимается очень широко и комментарий отклоняется от того аспекта, который избрал писатель. Задача ученика – осветить авторскую точку зрения. Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Возможно, подобный материал следует приберечь для аргументирования собственной позиции.
Шаг 3. Учимся аргументировать Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Не стремитесь к «спору ради спора». Помните, что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов. Другое дело, когда точка зрения автора действительно вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции. Основанием для спора могут служить некоторые сложные философские или социальные вопросы, на которые невозможно дать единственный правильный ответ. Спор с автором требует от пишущего подчеркнутой вежливости, корректности. Постарайтесь смягчить свое несогласие с помощью вводной конструкции (я думаю, мне кажется, как мне представляется, по всей видимости и т. п.). Ни в коем случае не оскорбляйте своего оппонента (Только ненормальный может утверждать подобное), воздержитесь от резких высказываний, и это особенно важно при опосредованном, «заочном» диалоге.
Что такое аргументация? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Тезис — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.
Тезис «подчиняется» следующим правилам: формулируется четко и недвусмысленно; не изменяется в течение всего обоснования; его истинность должна быть доказана неопровержимо; доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве). В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...».
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что последний аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, последний аргумент должен быть самым сильным. Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай, и мир готов открыть все свои тайны.
К сильным аргументам обычно относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные. При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы: факты, события; ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; пословицы и поговорки; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественной литературы. Аргументы должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Шаг 4. Что такое композиция сочинения? Композиция — это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Для наименования этого понятия используются также близкие по смыслу слова: построение, структура. Традиционно выделяются три части сочинения: 1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста; 2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы; 3) заключение, в котором подводится итог.
С чего начать? Начало сочинения — это ваша визитная карточка. Каким же может быть зачин сочинения? Во-первых, он не должен быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не предполагает обширного вступления. Во-вторых, зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности. В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
1. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии... 2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т. п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста. 3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдоровой.
4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания. Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения. 5.Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство. Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много теплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности человека? Над этой проблемой размышляет автор... 6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста. Прочитал текст и задумался... Два камня... Две судьбы... Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», — скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше — отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?
7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой. «Родину, как и родителей, не выбирают...» — пишет Валентин Распутин. Действительно, для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В. Распутина. 8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме). Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры. 9. Если ни один из предложенных выше способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса. Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.