Типология урока в современной школе
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 331
Презентация "Типология урока в современной школе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Типология урока в современной школе «Урок - это айсберг в океане учебной работы, со стороны видна четверть, а может быть, и пятая его часть, всё остальное, именно: подготовка к нему - не видна. И только отдалённый результат свидетельствует о глубинной невидимой работе учителя». А. Дистервег
Цели: Выяснить: что такое урок; какие типы уроков бывают; что такое структура уроков; какова структура некоторых уроков.
Современный урок - Это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжённым трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок- Это динамическая вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Типы уроков Классические Вводный урок Тренировочный урок Урок изучения нового материала Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений и навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок Нетрадиционные Урок фантазирования Урок-соревнование Урок открытых мыслей Урок-турнир Урок-диспут Урок-эврика Урок-зачёт Урок-творчества Урок-спектакль Урок-конкурс Урок-конференция Интегрированный урок Урок-игра Урок-сказка Урок-взаимообучения Урок-КВН Урок-путешествие Аукцион знаний
Структура урока Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между различными элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Рациональную структуру урока обеспечивают: Комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; Выделение в содержании урока и темы главного, существенного; Определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения; Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; Создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Основные этапы современного урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Постановка цели занятия. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных данных. Первичная проверка понимания. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путём решения проблемных задач. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Структура комбинированного урока Организация начала урока. Проверка домашнего задания, постановка цели урока. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений. Изучение нового материала, в том числе и объяснение. Закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными. Подведение итогов и результатов урока. Задание на дом, инструктаж.
Структура урока изучения нового материала Первичное введение материала. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. Актуализация техники запоминания. Первичное закрепление материала. Контроль результатов первичного запоминания. Повторение ранее изученного материала. Применение полученных знаний и навыков. Подведение итогов. Оценка результатов запоминания и применения. Задание на дом.
Структура урока формирования умений и навыков Постановка цели урока. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. Проведение тренировочных упражнений. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Упражнения на их освоение. Упражнения на их закрепление. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции. Упражнения на перенос в сходную ситуацию. Упражнения творческого характера. Итог урока. Задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков Организационный момент. Сообщение учащимся цели предстоящей работы. Фронтальная беседа (Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий). Тренировочные упражнения с целью закрепления (Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений). Самостоятельная работа. Проверка выполненных работ. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задание на дом.
Структура повторительно-обобщающего урока Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Выполнение устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера. Проверка выполнения работ, корректировка; Формулирование вывода по изученному материалу. Оценка результатов урока. Подведение итогов. Задание на дом.
Структура контрольного урока Организация начала урока. Постановка задач урока. Изложение содержания контрольной или проверочной работы. Подведение итогов урока.
Практическое задание Для какого типа урока характерна структура , записанная на каждой карточке?
Карточка 1 Организация чувственного опыта, опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение темы, цели и задачи урока. Восприятие нового учебного материала. Осмысление учебного материала. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
Карточка 2 Проверка знаний учащихся. Проверка осмысления теоретических знаний учащимися. Применение знаний в нестандартных ситуациях. Итоги урока. Задание на дом.
Карточка 3 Проверка выполнения учащимися домашнего задания. Проверка ранее усвоенных знаний. Мотивация учения школьников. Сообщение темы, цели, задачи. Восприятие и осознание учащимися учебного материала. Осмысление, обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Карточка 4 Актуализация опорных знаний и действий. Усвоение новых знаний. Формирование умений на основе применения их в стандартных условиях. Формирование навыков. Творческое применение обобщённых знаний, умений и навыков в новых условиях.
Карточка 5 Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение темы, цели задачи урока. Обобщение отдельных факторов, событий, явлений. Повторение и обобщение понятий и усвоение системы знаний. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей урока. Итог урока. Домашнее задание.
Литература Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса / Сост. Е.М.Муравьёв, А.Е.Богоявленская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. Энциклопедия современного учителя. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя Разработка системы уроков по теме или разделу. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. Подбор дидактических средств урока. Проверка оборудования и ТСО. Планирование записей и зарисовок на доске учителем. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний , приёмов обобщения и систематизации знаний. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.