Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 330
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №3 г. Белгорода»Русинова Е.А.
Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам. Жан-Жак Руссо Учить не мыслям, а мыслить. Иммануил Кант Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон
Учащиеся в процессе обучения литературе должны - научиться определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, жанров, -уметь обосновывать свое суждение, -давать характеристику героям, -аргументировать отзыв о прочитанном произведении, -уметь составлять план изучаемого произведения, -уметь объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, - владеть монологической и диалогической речью, -готовить сообщения, доклады, рефераты.
Исследовательская деятельность способствует тому, чтобы -ученик встал в позицию равную учителю, -был самостоятелен в процессе деятельности.
Этапы исследовательской деятельности учащихся 1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ). 2 этап. Выбор и определение темы исследования. 3 этап. Обзор литературы по выбранной теме. 4 этап. Исследование. 5 этап. Текстовое оформление работы. 6 этап. Выступление учащихся с результатами исследования.
Причины введения исследовательской деятельности в учебный процесс -исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету; -учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах; - имеет важное воспитательное значение.
Проводя мониторинг исследовательской деятельности, следует отслеживать: - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; - степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; - количество новой информации, использованной для выполнения проекта; - степень осмысления использованной информации; - уровень сложности и степень владения использованными методиками; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы и формулирование цели исследования; - уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - социальное и прикладное значение полученных результатов.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы и во внеурочное время позволяет: повлиять на формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера; повысить мотивацию учащихся к обязательному знакомству с произведением; повысить уровень речевой культуры учащихся; приобрести навык интерпретации произведения, необходимый для успешной сдачи экзамена; повысить качество обучения.