Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 297
Презентация "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
* Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка
* Ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 2009 год
* Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
* Исследование учебное научное Цель – развитие личности, приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащихся на основе приобретения субъективно новых знаний Цель – получение объективно нового результата, производство новых знаний
* Направления учебно-исследовательской работы учащихся Урочная учебно-исследовательская деятельность: проблемные уроки, семинары, практикумы, деловые игры Внеурочная исследовательская деятельность Массовая внеурочная работа: познавательные игры, конкурсы, выставки, конференции Групповые внеурочные занятия: факультативы, кружки, элективные курсы Индивидуальная внеурочная деятельность: написание исследовательских работ, проектная деятельность, творческие работы
* Основные типы творческих работ учащихся Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме Эксперименталь-ные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике Исследовательские Выводы о характере исследуемых явлений на основе собранных и обработанных данных
Принципы организации исследовательской деятельности добровольность личная заинтересованность научность принцип связи с курсом русского языка доступность посильность проблемность *
Хорошая тема интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна научному руководителю; опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; соответствует принципу научности; доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения; содержит проблему, требующую решения. *
* Темы исследовательских работ Композиционная и символическая роль сновидений Раскольникова Крест как один из религиозных символов романа «Преступление и наказание» Идиот или князь Христос? (Образ князя Мышкина в романе Достоевского) Исследование библейских образов поэмы А. Ахматовой «Реквием» Природные образы-символы в поэзии Николая Рубцова Проблема взаимоотношений человека и робота в современной американской литературе Проблема обращений в современном русском языке Обращение как один их элементов речевой характеристики героя (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Языковой портрет города Новодвинска Функционирование русского языка в Интернете Жанр интервью на страницах газет «Бумажник» и «Новодвинский рабочий» Особенности терминологической лексики в сфере футбола Особенности СМС-общения
* Основные этапы исследования Выбор темы, обоснование выбора Определение цели, задач, предмета, объекта, гипотезы Изучение теории Работа с текстом произведения Классификация, обобщение, выводы защита +
* Циклограмма деятельности учителя по организации и руководству исследовательской деятельностью учащихся май Составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы сентябрь Обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы октябрь Консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования ноябрь Консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных декабрь Консультирование по написанию и оформлению работы январь Консультирование по подготовке устной защиты работы
* Что дает исследовательская работа учащимся? помогает самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; формирует культуру мышления, рационального усвоения знаний; учит грамотно работать с информацией; вырабатывает умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; дает возможность почувствовать уверенность в себе, оказаться в «ситуации успеха»
тема автор год Городская конференция Областная конференция Крест как один из религиозных символов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Мартин А. 2004 1 4 Композиционная и символическая роль сновидений Раскольникова Матвеева Л. 2005 2 2 Особенности портретов в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Жданова А. 2006 1 3 Жанровые предпочтения провинциальной журналистики Васина Ж. 2006 1 5 Природные образы-символы в поэзии Николая Рубцова Налетова Р. 2007 2 1 Языковой портрет города Новодвинска Крапивин М. 2008 1 1 Особенности терминологической лексики в сфере футбола Михеев И. 2010 1 2 Исследование газетных заголовков на примере газеты «Правда Севера» Гладкова Д. 2011 1 1