Проектная деятельность
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 388
Презентация "Проектная деятельность" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ПРОЕКТ (от лат projectus - выброшенный вперёд). Разработка данного понятия связана со становлением так называемой «проектной культуры» . В целом проект можно представить как замысел какого либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в чертежах, схемах или ином описании. Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия».
Основными характеристиками проекта можно считать то, что он: 1.Направлен на достижение конкретных целей, (конечная цель должна соответствовать потребности заказчика); 2.Включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий (имеет четкие указания по выполнению, разработанные под потребности заказчика); 3. Имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; Проект возникает как результат проектной деятельности (проектирования). Рассматривая проекты, как феномены проектной культуры можно говорить о проектах не только как о том, что промыслено или описано в чертежах (схемах, документах), но и как о том, что реализуется в деятельности на основании этих промысленных объектов.
ПРОЕКТ - Метод обучения. Может быть использован в изучении любого предмета.Мжет применяться на уроке и во внеклассной работе. Содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология» и отдельным предметом. Форма организации учебного процесса. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Особая философия образования (философия цели и деятельнсоти, результатов и достижений) Педагогическая технология.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – педагогическая система (технология), возникшая как завершенное явление в начале XX века в США, где первоначально его называли методом проблем. Авторами и идеологами метода стали Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. В России реализовывался С.Т.Шацким, а затем А.С. Макаренко. Философской основой метода являются идеи гуманистической философии и педагогики, а также прагматическая педагогика Дж. Дьюи. Идея метода связана с построением обучение в активной форме, через целесообразную и целенаправленную деятельность ученика или группы учеников (проект), сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Дидактическая цель метода проектов связана развитием познавательных навыков учащихся, формированием умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть, сформулировать и решить проблему, развитием критического и творческого мышления. Метод проектов, как способ достижения дидактической цели предполагает детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это предполагает организацию исследовательской деятельности, формулирование гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий по реализации проекта, использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Метод проектов преимущественно связан с групповыми формами обучения.
Метод проектов активно используется уже более 100 лет. Проект всегда направлен на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему.
Процесс создания проекта называется проектирование. «Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет - ФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ИНИЦИАТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ; - РАЗВИВАТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, РЕФЛЕКСИВНЫЕ); - ФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ (УМЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СОПРЯЖЕННЫЕ С ОПЫТОМ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ); - РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРИНЦИП СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ; - РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Н.В. Матяш: творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
В ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЖАТ ПРИНЦИПЫ: - ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА - СУБЪЕКТНОСТИ Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы.
Метод проектов в советской школе "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предпримчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" Проф. Е.Г.Кагаров "Метод проектов в трудовой школе" (1926г.)
Использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. Причины: - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; - слабую разработанность методики проектной деятельности; гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения; - сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".
В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования.
Проект - это "пять П": Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ВНЕШНИЙ РЕЗУЛЬТАТ: можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности ВНУТРЕННИЙ РЕЗУЛЬТАТ: опыт деятельности
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ 1. наличие социально-значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической 2. планирование действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта — вида продукта и формы презентации) 3. каждый проект требует исследовательской работы учащихся (поиска информации, ее обработки, осмысления и представления участникам проектной группы) 4. результатом работы над проектом является продукт (средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы) 5. подготовленный продукт должен быть представлен заказчику (презентация продукта)
Преимущества метода проектов. *Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. *Ученики видят перед собой конечный результат. *Развиваются творческие возможности и способности учащихся. *Профессиональное самоопределение («Где я могу применить свои знания?»). *Учитываются индивидуальные способнсоти учащихся: сильным — сложное, слабым — по их реальным возможностям). *Развивается социальный аспект личности учащегося за счет включения в различные виды деятельности...
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ /У.Х.Килпатрик/ созидательный (производительный), потребительский, проект решения пролемы, проект-упражнение. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ /Коллингс/ *Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. *Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. *Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. *Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ по доминирующей деятельности Практико-ориентированный проект Исследовательский проект (по структуре напоминает научное исследование) Ученики определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, выдвигают гипотезу для их решения, обсуждают методы исследования, проводят его, анализируют полученные данные, делают выводы и оформляют результаты своего проекта в виде реферата, стендового доклада илм статьи. Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории). Выходом проекта может быть публикация, создание информационной среды класса или школы. Творческий проект Не имеет детально проработанной структуры, подчиняется жанру творческой деятельности. (альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы...) Ролевой проект (участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев...). Социальный проект Вся деятельность строится вокруг социльно-значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОСТИ (ПО ПРЕДМЕТНОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ) МОНОПРОЕКТЫ (в рамках одного проекта или обной области знания) Литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, исторические, географические, музыкальные. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ (выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ МИНИ-ПРОЕКТЫ (продолжительностью в один урок или являющиеся его частью) КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ (4-6 уроков. На уроках — координация деятельности участников проектных групп; сбор информации, изготовление продукта и подготовка презентации осуществляются во внеклассной деятельности и в школе) НЕДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОДИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Типология проектов в образовательной области «Технология» /В.Д.Симоненко/: - интеллектуальные (вносящие изменения в существующие конструкции, способы, программы для ЭВМ, дизайн интерьера, любых изделии; при этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей); - материальные (подразумевается изготовление инструментов, приспособлений, наглядных пособий, средств малой механизации и автоматизации, изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся); - экологические (осуществление экспертной оценки воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения; изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся); - сервисные (накопление, подбор, оформление и представле6ние информации); - комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ 1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Консультанты проекта. 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7. Состав проектной группы (Ф.И. Учащихся, класс). 8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческой, практико-ориентированный, ролевой). /продолжение/
9. Заказчик проекта. 10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). 11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). 12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения) 13. Необходимое оборудование. 14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание). 15. Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта. 16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вызода этапа). 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности. Рефлексивные умения. - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковы умения. - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. Изобретать способ действия, привлекая зания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информациооном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи
Навыки оценочной самостоятельности. Умения и навыки работы в сотрудничестве. - умения коллективного планирования - умение взаимодействовать с любым партнером - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач - навыки делового партнерского общения - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки. - умение проектировать процесс (изделие) - умение планировать деятельнсоть, время, ресурсы - умение принимать решения и прогнозировать их последствия - навыки анализа собственной деятельности
Коммуникативные умения - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы...) - умение вести дискуссию - умение отстаивать свою точку зрения - умение находить компромисс - навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки. - навыки монологической речи - умение уверенно держать себя во время выступления - артистические умения - умение использовать различные средства нагляднсоти при выступлении - умение отвечать на незапланированные вопросы
Общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействоать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов: *развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; *развивает творческие способности и самостоятельность; *ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; *творческий по своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; *при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей; *позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.