Психологические основы исследовательского обучения школьников
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 257
Презентация "Психологические основы исследовательского обучения школьников" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Психологические основы исследовательского обучения школьников. Семинарское занятие . МОУ «Очкуровская СОШ» Подготовила зам.директора по УВР Оноприенко Т.Н. 2009 год
ЗАДАЧИ : Рассмотреть вопросы современного образования, направленные на исследовательское обучение. Рассмотреть принципы исследовательского обучения. Увидеть истоки практики исследовательского обучения.
Вопросы к семинару: 1. Исследовательское обучение и современное образование. 2. Исследовательская деятельность и исследовательские способности. 3. Истоки практики исследовательского обучения. 4. Принципы исследовательского обучения. 5. Работа педагога над этой проблемой. 6. ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ.
Что должен знать учитель, приступающий к такой работе с учеником? Ученик решает творческие и исследовательские задачи по выбранной теме. Деятельность учителя в качестве научного руководителя – это особый жанр педагогической деятельности, отличный от традиционных форм организации учебного процесса. Это работа с одаренными детьми, отличными от других своей восприимчивостью к учению, с развитыми творческими способностями, активной познавательной потребностью, высоким уровнем учебной мотивации.
Творческие способности одаренных детей основаны на умениях : Переноса знаний из стандартной ситуации в новую для себя, нестандартную. Установление различных причинно-следственных связей. Главное, на основе известных фактов умение их широкого обобщения.
Главная задача педагога: Всемерно в ходе исследовательской работы не только опираться на эти умения, но и развивать их.
Что такое научно-исследовательская работа для ученика? Это в значительной мере его самостоятельная деятельность. Она предполагает умение работать с различными источниками информации (книгой).
Что должен уметь ученик? Понимать текст, особенно трудный, на основе выделения его главной, существенной мысли. Понимать структурные связи в тексте. Составлять тезисы, конспект. Критически осмысливать текст.
Что должен учитель? Помочь ученику на основе изучения его интересов определить тему его будущего исследования и вместе с ним четко ее сформулировать. Установить сроки начала работы, промежуточных этапов, окончания работы.
Что должен ясно представлять ученик? Во – первых, цели. Этому могут помочь вопросы, на которые должны быть получены вопросы. Формулировка таких вопросов становится важной составной частью подготовки к исследованию.
От чего зависит успех работы? Во многом от того, какими источниками информации будет пользоваться ученик. Это могут быть карты, аудио-, видеозаписи, материалы периодической печати.
Что нужно для успешной работы? Правильная организация, от которой зависит успех. Важно продумать способы хранения полученного во время работы материала ( карточки, ксерокопии, фотокопии …)
Важнейшие стороны исследовательской работы Систематизация полученного материала: *выделение главного материала; * его обзор; * рецензирование.
Какая форма возможна Можно написать: - доклад; - рассказ; - учебное пособие; - справочник; -компьютерную программу…
Как можно проиллюстрировать ? представить эксперимент; начертить графики; сделать таблицы; приложить фотографии; отснять фильм; подготовить презентацию…
Что можно создать? В ходе работы можно создать: * модель; * карту; * игру; * наглядное пособие…
Необходима собственная оценка работы. Критерии могут быть такими: - тщательность выполнения; - новизна содержания; - полученные исследователем новые знания; - дальнейшие интересы, вытекающие из исследования.
В Ы В О Д : Только при таком подходе исследовательская работа может быть по-настоящему полезной для ученика, вызвать интерес к теме исследования и принести ему подлинное интеллектуальное удовлетворение.
Список литературы: Ж. «Школьные технологии» № 3, 2007, стр. 73, стр. 116 Ж. «Школьные технологии» № 5, 2007, стр. 111 Ж. «Школьные технологии» № 1, 2008, стр. 11 Ж. «Завуч» № 6, 2007, стр. 110