Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 323
Презентация "Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Урок русского языка в 11 классе Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)
Вставьте в словах пропущенные буквы и раскройте скобки П…цифист, мец…нат, беспр…страстный, т…л(е,и)рантность, к…нс…лидация, к…н(ь,ъ)юнктура, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку. Проверьте себя! Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, врасплох, во-вторых, поневоле, в_одиночку.
Определите способ образования следующих слов Беспристрастный Во-вторых Поневоле Проверьте себя! Беспристрастный пристрастный (приставочный) Во-вторых второй (приставочно-суффиксальный) поневоле неволя (приставочно-суффиксальный)
Какое слово имеет значение: Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению Толерантность Укрепление, сплачивание чего-нибудь Консолидация Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями Альтернатива Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле Пацифист
Во всех ли словах произносится звук [А]? врасплох толерантность Проверьте себя! [в р /\ с п л о х] [т ъ л’ и р а н т н /\ с· т’]
Запятая перед союзом И ставится в простом предложении между однородными членами перед повторяющимся союзом Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой. (С.Есенин)
Запятая перед союзом И ставится в сложном предложении Между частями сложносочиненного предложения Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин) Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин) Между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.
Запятая перед союзом И не ставится в простом предложении между однородными членами с одиночным союзом. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Запрокинулась и отяжелела Золотая моя голова. (С. Есенин)
Запятая перед союзом И не ставится в сложном предложении Между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена. (С. Есенин) Между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И Но если б дома был ты изначала, То у меня была б теперь сноха И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин) Если союз И соединяет два назывных предложения Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)
Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений 1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. 2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня И над пашнею счастливо созревают зеленя. 3 Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы. 4 Брожу по улицам и лужам Осенний день пуглив и дик. 5 Ручей волной гремучею все ветки обдает И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. 6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр. (С. Есенин)
Комплексный анализ текста (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи. (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми. (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев. (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари. (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки. (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)
Вопросы к тексту 1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста. А) Природа в поэзии Есенина Б) Певец Весны В) Мир есенинских красок Г) Последний поэт деревни 2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ? А) Чем покорил своих читателей Есенин? Б) Каковы характерные черты есенинского стиля? В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях? Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?
Вопросы к тексту 3. В каком предложении используется сравнение? А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12 4. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения? А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта. Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями. В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе. Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы.
Вопросы к тексту 5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет? А) 4 Б) 5 В) 15 Г) 16 6. Определите, какое выразительное средство синтаксиса используется автором текста в предложении № 15? В каких стилях речи используется данный прием? 7. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
Вопросы к тексту 8. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5. 9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Читая стихи Есенина, А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал. Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле. В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство. Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.
Домашнее задание Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов.
Тест 1. В каком случае союз И соединяет части ССП? А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми. Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь. В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой. 2. В каком случае перед союзом И нужна запятая? А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит. Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. Г) Тишина и безлюдье. 3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая? А) Солнце зашло и начало быстро темнеть. Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел. Г) Из окна дует холодом и сыплет снег. 4. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые? А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм. Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами. В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали. Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.