Типы и стили речи
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 398
Презентация "Типы и стили речи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №14 г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2010 г.
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи, тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста; учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль; самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание повествование рассуждение Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области Описание — это мир в покое (одна фотография) Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика) Какой он? 2) описание места Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) 3) описание состояния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) 4) описание состояния лица (человека) Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий) Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Например: И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе? Что из этого следует? 2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) 3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.). Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык. Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим. (В.Колесов) Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п. Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ на протяжении столетий создаёт ландшафт своей страны. Лицо старой, дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных местах, сотнями монастырей с ветряными и водяными мельницами. Немалую долю в ландшафт и пейзаж вносили десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов и, конечно, деревеньки и сёла с сараями, баньками, огородами… рассуждение + описание Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ. В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника — скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте — это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги... ради братий моих и ближних моих». описание Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ. повествование Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов) Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях. Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи. Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза. Но главное не в этом. Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией. (К. Г. Паустовский) рассуждение Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи? 1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас. Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга — огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся — тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть? Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете. Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. (По О. Кучкиной) рассуждение Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее — во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет. (А. И. Цветаева) описание Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
повествование 3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк — старый зверь с седой спиной — бежал неторопливо, очевидно, убежденный, что никто не видит его... Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины, наперерез волку... Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, — он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упираться на передние ноги. (По Л. Н. Толстому) Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища. В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуковский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым — Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними — той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский... а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство... (И. Зайцев) повествование +описание Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
повествование + описание 5) Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику. Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой. И.С.Тургенев Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения. Каждый функциональный стиль характеризуется: а) сферой применения; б) основными функциями; в) ведущими стилевыми чертами; г) языковыми особенностями; д) специфическими формами (жанрами). Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Стили речи разговорная речь книжные разговорный научный официально – деловой публицистический художественный Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Научный стиль. Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.) Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение Основные стилевые особенности Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности Основные языковые средства: термины и проф. лексика и фразеология (классификация, гипотенуза), абстрактная (отвлеченная) лексика (романтизм, матриархат, слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате), простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец), сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п. Жанры Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
Официально-деловой стиль Сфера применения (где?) Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности Функции (зачем?) Сообщение, информирование Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности Основные языковые средства: официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, полномочия); канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые в официально-деловом стиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий , препровождать, надлежащий ; языковые клише и штампы(довести до сведения, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); значительные по объему сложные и осложненные предложения Жанры Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование
Публицистический стиль Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта Основные языковые средства Сочетание книжной и разговорной лексики (Отечество, держава, шумиха, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (воскл. и вопрос. предл., парцелляция, риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.) Жанры Статья, очерк , эссе ( размышления о жизни, литературе и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
Художественный стиль Сфера применения (где?) Художественная литература Функции (зачем?) Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция) Основные стилевые особенности Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность Основные языковые средства Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов Жанры Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение В текстах худож. стиля используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Внимание! В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
Разговорный стиль Сфера применения (где?) Бытовая (неофициальная обстановка) Функции (зачем?) Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам Основные стилевые особенности Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность Основные языковые средства Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, шлепнуться); неполные предл.; использование экспрессивных синтаксич. конструкций, характерных для разговорной речи (вопрос. и воскл. предл., слов-предложений, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!); отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами Жанры Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма
Определите, к каким стилям речи относятся данные тексты. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики того или иного стиля. I. Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было подвергнуто сомнению еще Д. И. Менделеевым, который высказал предположение, что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей. Непосредственные доказательства сложности строения атома были получены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы... Прямым доказательством сложности строения атома было открытие самопроизвольного распада атомов некоторых элементов, названное радиоактивностью. В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что соединения урана засвечивают в темноте фотопластинку, ионизируют газы, вызывают свечение флюоресцирующих веществ. В дальнейшем выяснилось, что этой способностью обладает не только уран... («Основы общей химии») научный стиль Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
II. 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в независимости от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. (Конституция Российской Федерации) официально – деловой стиль Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
III. Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе — это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу. публицистический стиль Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Степь чем далее, тем становилась прекраснее…Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. художественный стиль Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
разговорный стиль Отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года: «Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура». Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
1) Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы и другие специфические черты официально-делового стиля. Порча хорошего настроения. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников. После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества. Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита. 2) Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области
Прочитайте текст, сформулируйте его тему и идею. Найдите в тексте языковые особенности, которые могут быть свойственны: 1) разговорному стилю; 2) художественному стилю; 3) публицистическому стилю. Сделайте вывод о стилевой отнесенности данного текста, свою точку зрения аргументируйте. Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку из карельской березы, наполненную землей. Я принадлежу к людям, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. И я готов преклонить колено перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней». И никакая скептическая философия не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчету. Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля была самой любимой и близкой. Мы, люди от земли, крепко с нею спаяны. Помню, как бабушка мне говорила: «Проси, внучок, отца свозить тебя в именье посмотреть нашу землю, потому что от этой земли ты и произошел. Может быть, когда вырастешь большой, на землю вернешься и станешь хозяином, надо за последний кусочек держаться крепко». С тех пор любовь к земле-матери, к ее дыханию и произрастающему в ней зерну осталась во мне на всю жизнь. Но больше всего я люблю землю за то, что я вижу в ней олицетворенным понятие вечности: в ней прошлое слито воедино с будущим. (По М. А. Осоргину) Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 14» г. Кимры Тверской области