Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс
- Рубрика: Презентации / Презентации по Биологии
- Просмотров: 332
Презентация "Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Значение нервной системы Как вам известно, нервная система обеспечивает согласованность работы органов и систем органов, приспособление организма к воздействию природной и социальной среды, составляя материальную основу психической деятельности человека, его осознанного поведения.
Вместе с органами чувств нервная система участвует в распознавании предметов и явлений внешнего мира, в восприятии, обработке и хранении информации, а также в использовании полученной информации для удовлетворения потребностей организма.
Строение и функция нервной системы Напоминаем, что нервная система состоит из двух частей: центральной и периферической (рис. 75). К центральной части относятся головной мозг и спинной мозг. Их нервные клетки (нейроны) образуют нервные центры, воспринимающие и обрабатывающие поступающую информацию,
а также регулирующие работу органов. Тела нейронов находятся в скоплениях серого вещества: либо на поверхности мозга (в коре), либо в его толще (в виде ядер).
К периферической части относятся нервы и нервные узлы (ганглии). Нервами называют покрытые соединительно-тканными оболочками длинные отростки тел нейронов, выходящие за пределы головного и спинного мозга.
Нервы соединяют центральную нервную систему с органами тела. Различают чувствительные, исполнительные и смешанные нервы. Нервными узлами (ганглиями) называют скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.
Различают соматический и вегетативный (автономный) отделы нервной системы. Соматический отдел управляет скелетными мышцами непосредственно. Его работа обеспечивает произвольные действия, контролируемые волей.
Вегетативный отдел регулирует обмен веществ, работу внутренних органов, желёз и гладкой мускулатуры. Он неподвластен нашей воле и действует независимо от нее, автономно: центры вегетативной нервной системы посылают нервные импульсы в нервные узлы, а нейроны узла регулируют работу соответствующих органов (рис. 75, 3).
Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс – ответ на раздражение при участии центральной нервной системы. Как мы видели на примере мигательного рефлекса, рефлекторная дуга начинается с рецепторов (см. рис. 12).
Они воспринимают внешнее раздражение и преобразуют его в систему нервных импульсов. По чувствительным нейронам (их тела находятся в нервных узлах) возбуждение передается в центральную нервную систему.
Там эстафету принимают вставочные нейроны. Они обрабатывают информацию, а итог передается исполнительным нейронам, которые вызывают работу органов. Напомним, что контакты между нейронами и клетками рабочих органов осуществляются через синапсы (см. рис. 10).
В зависимости от состава жидкости, которую получает клетка-адресат, в ней может возникнуть как возбуждение, так и торможение. Рефлекс происходит, когда все звенья рефлекторной дуги возбуждены. Если хоть в одном звене развивается торможение и нет обходных путей, рефлекс проявляться не будет.
В рефлекторной деятельности различают прямые связи, идущие от мозга к органам и вызывающие их работу, и обратные связи, информирующие мозг о достигнутых результатах. Если рефлекс включает несколько этапов, то последующий этап не начнется, пока в центральную нервную систему по обратным связям не придет информация, что первый этап завершен.
Выводы Нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.
Нервная система подразделяется на центральную и периферическую части. Центральную часть составляет головной и спинной мозг, периферическую – нервы и нервные узлы.
Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Благодаря прямым и обратным связям в рефлекторной деятельности достигается приспособительный эффект.