Методическая разработка в помощь организатору тренинга с подростками
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 292
Презентация "Методическая разработка в помощь организатору тренинга с подростками" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Социально – психологический тренинг с подростками Методическая разработка в помощь организатору тренинга с подростками Составитель – Платонова М.В., педагог - -психолог, МОУ «Нововилговская средняя школа №3» Республики Карелия
Специфика подросткового периода Сферы развития, подвергающиеся изменениям: тело мышление социальная жизнь самосознание Основные задачи (Кле М.): Пубертатное развитие Когнитивное развитие Преобразования социализации Становление идентичности
Задача самоопределения Области Половая Возрастная Социальная половая уже не ребёнок, необходимость за- идентификация но ещё не взрослый. нять определённое Кто же? место в обществе, группе сверстни- ков Специфика подросткового возраста
«Вместе с тем, подростку важен взрослый, ему важно его признание и важно его понимание, по каким нормам живут люди (взрослые) в этом мире. Что подходит ему уже сейчас, а что нет». (Хасан Е.Б.) «Старшие подростки обнаруживают не меньшую, а часто и большую потребность в доверительных, глубоких, диалогических, демократических, очень похожих на интимные в широком смысле этого слова контактах со взрослыми, причём как своего так и противоположного пола». (Лидерс А.Г.) Специфика подросткового возраста
Основные потребности подростка (Ремшмидт Х.) Физиологическая (запускающая физиологическую и сексуальную активность); Потребность в безопасности (принадлежность к группе); Потребность в зависимости и эмансипации от семьи; Потребность в привязанности; Потребность в успехе, в проверке своих возможностей; Потребность в самореализации и развитии собственного Я. «Группы личностного рост с подростками дают последним возможность опробовать, а частично и реализовать, способы удовлетворения всех этих потребностей». (Лидерс А.Г.) Специфика подросткового возраста
«Педагогическое сопровождение социально – профессионального самоопределения школьников – это особая сфера деятельности педагога – фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней». (Чистякова С.Н.) Принципиально новым оптимальным методом для реализации такого подхода может служить психологический тренинг
Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. «Важнейшая задача – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно СВОИМИ, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя». (Прудченков А.С.)
Даёт возможность воспринимать себя через: соотнесения себя с другим человеком; восприятие себя другими людьми; результаты собственной деятельности; наблюдение собственных внутренних состояний; восприятие собственного внешнего облика; Социально-психологический тренинг
Ведущая гуманистическая идея – не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой. Основная цель – развитие компетентности в общении. Другие цели: личностный рост обучение новым психологическим технологиям отработка новых поведенческих паттернов Социально-психологический тренинг
Основные виды тренинг развития личности в межличностном пространстве Курт Левин тренинг жизненных умений( бихевиорально ориентированный подход) Джон Уотсон И.П.Павлов тренинг решения личностных проблем (психодраматический подход) Джекобу Леви Морено тренинг свободного самоопределения групп (гуманистический подход Карл Роджерс Уильям Шутц тренинг рационального самопознания и саморазвития (трансактный анализ) Эрик Бёрн тренинг самоактуализации и саморегуляции (гештальтподход в групповой работе Фредерик Перлз Социально-психологический тренинг
Принципы (Макшанов С.) создание среды поведения участников организационные этические физическая закрытость комплектование групп (гомогенность-гетерогенность) пространственно-временная организация конфиденциальность соответствие заяв-ленных целей тренинга его содержанию ненанесение ущерба системная детерминация реалистичность избыточность активность исследовательская и творческая позиция субъект-субъектное общение объективация поведения искренность «здесь и теперь» Социально-психологический тренинг
добровольность участия активность искренность и открытость принцип «Я» «здесь и теперь» конфиденциальность обеспечение психологической и физической безопасности участников группы Социально-психологический тренинг Правила работы в группе
Структура занятия Разминка. создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы повышение сплочённости группы II. Основная часть. раскрытие темы занятия решение задач поставленных перед участниками тренинга Рефлексия. Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга в конце дня Социально-психологический тренинг
Сценарии занятий разработанные авторским коллективом Нововилговской средней школы Тренинг общения (Платонова М.В.) Тренинг к учебному курсу «Экология» (Рыжкова Л.И., Платонова М.В.) Тренинг профессионального самоопределения (Платонова М.В., Соловьёва Р.Л.) Тренинг лидерских качеств (Платонова М.В.,Соловьёва М.М.) Тренинг «Школа лидера» (Мальцева Т.П.,Платонова М.В.) рекомендованные учёнными - психологами для работы с подростками 6,7,12,13, 14, 15 психологические тренинги детско-родительских отношений 2, 9, 10 Социально-психологический тренинг
Литература Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками.// Журнал практического психолога. 1999, № 3 Даринская В.М. Психологический тренинг детско-родительских отношений.// Семейная психология и семейная терапия.2000, № 1 Исурина Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога.1999,№3 Лебедева Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога.1998, №2 5. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога.1996, №2 Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога.1996, №1-5 Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.М.,2001. Макшанов С. Принципы психологического тренинга// Журнал практического психолога.1999,№3 Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практи- ческого психолога.1998, №2 Минеева О.А.,Кабанов А.В. Программа «Работа с семьями подростков,имеющими трудности в адаптации»// Семейная психология и семейная терапия.1997,№1 Новак А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга// Журнал практического психолога.1998,№2 Прудченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.,2001. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие./ под.ред. Митиной Л.М. М.,2003. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М.,1995. Солдатова , Шайгерова Г.У., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2001. Хасан Е.Б. Игра и конфликт в подростковом возрасте // Журнал практического психолога. 1996,№2 Хасан Б.И. Психолого-педагогические условия протекания пубертатного периода у девочек и мальчиков // Журнал практического психолога. 1996,№5 18. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е. В. Педагогическая поддержка профессиональ- ного самоопределения старшеклассников. М., 2004.