Методические рекомендации для педагогов "Как подготовить дошкольника с нарушениями речи к участию в конкурсе чтецов"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 151
Презентация "Методические рекомендации для педагогов "Как подготовить дошкольника с нарушениями речи к участию в конкурсе чтецов"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Методические рекомендации для педагогов по подготовке воспитанников с нарушениями речи к конкурсу чтецов
Подготовка воспитанников к конкурсу чтецов - непростая и кропотливая работа. Результат её традиционно оценивается по следующим критериям:
соответствие литературного материала возрасту исполнителя;
уровень владения техникой исполнения;
выразительность исполнения;
культура сцены.
1 этап – выбор произведения.
Во-первых, произведение должно соответствовать возрасту исполнителя. Это проявляется в том, что читающий ясно представляет время и место описанных событий, понимает смысл всех слов, понятий, чувства героев, способен сформировать своё мнение о материале.
Примерные вопросы для предварительной беседы:
В какое время написано стихотворение?
Какие события послужили поводом к его написанию?
Что известно тебе о них?
Каково авторское отношение? Почему он написал это произведение?
Все ли слова, понятия, образы понятны?
Во-вторых, лучше предлагать детям стихотворения, где есть сюжет. Рассказывать историю ребёнку гораздо доступнее, чем переживать чужие чувства. Кроме того, сама предложенная «история» диктует возможность для изложения её в развитии (завязка - развитие действия – кульминация - развязка), динамично.
Типичные ошибки
Педагог в надежде на детское обаяние даёт сложный литературный материал. Лирика (стихи) – такой род литературы, в основе которого - переживания героя. Эмоциональная сфера детей развита недостаточно. Отсюда пафос или псевдопереживания чтеца, часто чтение «голосом взрослого», неуместная жестикуляция.
2 этап – логический анализ текста.
1. Уточнив о чём произведение (тема, идея), совместно с ребёнком определите и подчеркните самое главное слово в каждой фразе текста (расставьте логическое ударение). Это основа содержания.
Проверьте себя: если читать только эти слова, убрав все остальные из текста, то смысл его не исказится. Логическое чтение – это осмысленное чтение. Элементарной беседы о том, «какие слова надо выделить» в том или ином предложении, чтобы правильно передать его смысл, вполне достаточно.
Логическое ударение выделяем несколькими способами, которые можно комбинировать:
- главное слово читается громче всех остальных;
- перед главным словом или после него делается небольшая пауза;
главное слово читается медленнее (врастяжку), послогово;
главное слово эмоционально окрашено и т. п.;
Подобные приёмы точно сформулированы К. С. Станиславским как «преподнесение слова … точно на подносе».
Типичные ошибки.
Неумение найти смысловой центр фразы.
Акцентирование каждого слова фразы.
Формальное использование приёмов выделения главного слова (обычная констатация), без соответствия их цели высказывания, характеру авторского отношения, эмоциональному содержанию.
2. Обсудите последовательность событий в произведении:
с чего всё начинается, как развивается, чем завершается.
Читая текст, мысленно рисуйте картины, обстоятельства, героев.
Каждый новый поворот сюжета начинайте с «поднятия голоса». Это поможет избежать монотонности. Важно сразу же учить, что всё стихотворение - это одна длинная мысль, что точка (интонационная) ставится только в конце.
Типичные ошибки.
Неточно определён событийный ряд, и потому чтец не распределил силы на протяжении большого текста.
Нет перспективы: каждая часть интонационно закончена, т. е. голос понижается как при точке и, таким образом, разрушает целостность. Часто при прослушивании становится понятно, что стихи заучивались построчно, а не полной фразой, мыслью.
3 этап - работа над выразительностью.
Выразительность – это такое качество речи, которое подразумевает соответствие формы речи её содержанию. Можно говорить правильно (соответственно литературным нормам), но монотонно, сухо. Можно говорить логично, но вяло, безжизненно. Обращаться к разуму, но не затрагивать чувства и воображение зрителей.
В идеале выразительная речь - это речь правильная, точная, ясная, логическая, уместная, эмоциональная, образная, воздействующая. Она выражает личное отношение говорящего к предмету речи и представляет словесное действие, которое диктуется целью (удивляем, объясняем, ободряем, упрекаем, приказываем, просим, узнаём и др.)
Средства выразительности – сила и высота голоса, темп и ритм, паузы (в том числе психологические), тембр, мелодика, логическое ударение – возникают из задач, намерений говорящего.
Замечено, что, прежде чем высказать мысль, стоит немного помолчать. Молчание помогает рождению мысли. Слушателю же помогает осмыслить услышанное, собраться для дальнейшего восприятия текст.
Типичные ошибки.
Раскрашивание слов: например, слово «печаль» говорим печально, слово «злость» произносим зло и т. п.
Нет развития в подаче материала (одной краской, одной интонацией).
Нет точного отношения чтеца к читаемому произведению. Чтец занят не рассказыванием, он не добивается от слушателей взаимопонимания, а любуется тем, какое длинное и «взрослое» стихотворение знает.
3. Культура сцены.
Это понятие включает в себя не только эстетичность внешнего вида, уместность костюма выступающего, но и уважение к зрителю, к авторам исполняемых произведений.
Необходимо учиться таким умениям как :
собранный выход на сцену и уход;
ясное, точное объявление названия и автора произведения;
взаимодействие со зрителем (посыл звука, взгляд) сценический поклон.
О реквизите.
По законам сцены всякая вещь, используемая в постановке, несёт смысловую нагрузку.
Типичные ошибки.
Невнятное представление.
Физический и психологический зажим: поиск глазами «одобрения» педагога, неуместная улыбка, чтение «в сторону, в пол, в потолок», для жюри.
Неэстетичность внешнего вида, несоответствие костюма теме (смешение эпох).
Перегруженность костюма аксессуарами и реквизитом, который служит лишь украшением (например, барабан который не барабанит и т. п. )