«Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе». (прием интеллект-карта).
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 152
Презентация "«Использование технологий смыслового чтения на уроках в начальной школе». (прием интеллект-карта)." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Мастер-класс по теме:
«Использование технологий смыслового чтения на
уроках в начальной школе».
(прием интеллект-карта).
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
К.Д.Ушинский
Смысловое чтение – это умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Важность обучения смысловому чтению носит «метапредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.
Технология смыслового чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
(постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Главная задача педагога: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.
II этап. Работа с текстом во время чтения
(первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
III этап. Работа с тестом после чтения
(концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимание текста.
Приём «Интеллект-карта»
Цель: научить структурировать информацию, находить связь между отдельными элементами
Котята. Н. Павлова
Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.
Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть… Что тут делать?
И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?
Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!
Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать.
Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.
Приступаем к работе с интеллект-картой. На столе все необходимые материалы. И сейчас, для определения ключевой темы, нам надо вспомнить автора и название произведения.
Для более удобного расположения листа-нам надо вертикальное положение, для того, чтобы вся цепь событий уместилась вместе с картиночками. И определить, где у вас начало-написать автора и название произведения. Берем любой маркер и записываем.
Пока мы записываем, давайте вспомним,
- Кто главный герой произведения? (котята).
Подберите наиболее подходящую картиночку и приклейте.
Другие подберите подходящие слова,
- Какие были котята?(веселые, смелые, дружные).
- Что они любили, умели делать? (быстро бегать, ловко прыгать).
- А что они не умели делать? (лазить по деревьям).
-А чего боялись котята? (боялись пса Буяна).
В дальнейшим поработаем с картиночками.
- С чего началось развитие событий? Какая картиночка больше всего подойдет? (Они любили играться. Греться на солнышке.)
-Что происходило дальше? (пришел пес Буян)
-Что придумали котята?( Прячется за дверь, залазит в уголь, сливается со стеной).
Тем самым, котята справляются с ситуацией.
Когда Буян в растерянности, что происходит дальше? (приходит хозяйка, прогоняет пса, угощает сосисками).
Все молодцы. Мы вспомнили все события рассказа. И теперь покажем, что у нас получилось.
Такие интеллект-карты помогают ребятам пересказывать произведение. Этот прием занимает немного времени. Но помогает хорошо усвоить прочитанное и запомнить произведение.
Все молодцы. Мы вспомнили все события рассказа. И теперь покажем, что у нас получилось.
Такие интеллект-карты помогают ребятам пересказывать произведение. Этот прием занимает немного времени. Но помогает хорошо усвоить прочитанное и запомнить произведение.