Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 122
Презентация "Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Алгоритм подготовки текста для смыслового чтения на уроке:
Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
Фактуальная информация-это описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?)
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Концептуальная информация –это основная мысль, идея.
2. Определите цель текста – извлечение информации
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения - заглавие, выделенные слова и т.п.
4. Выделите в тексте места остановок во время чтения. (Где? Зачем?) (технология пошагового чтения)
- прокомментировать лексику (синонимы, словообразование,фразовые глаголы)
- можно остановиться для дальнейшего прогноза текста;
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)
Этапы работы с текстом
I этап. Работа с текстом до чтения.
Главная задача на этом этапе - вызвать у учащихся желание, мотивацию прочитать текст
Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Этот этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
Задания этапа:
учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему (если есть) и высказывают свои предположения о теме и содержании текста.
- ребятам предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящается текст, и спросить себя: «Что я знаю по этой теме? Что я видел, слышал, читал об этом?»;
- записывают ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составляют схему, заполняя её ассоциациями, возникающими у них ещё до прочтения текста;
- учащиеся знакомятся с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, говорят, о чем может идти в нем речь.
приемы критического мышления:
«Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
«Mind map» (Карта памяти)
Карта памяти - это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия.
«Знаем /хотим узнать / узнали»
Этот приём применим для чтения или аудирования. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали».
В колонку «Знаем» заносятся главные сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель текстового этапа – понимание текста .
Главной задачей на этом этапе -полноценное восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом.
Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения
Задания этапа:
1. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
2. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи:
- выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
- заполняют пропуски,
- находят верные/неверные утверждения,
- соотносят картинки с предложениями из текста,
- делят текст на параграфы
- делят текст на смысловые куски;
- составляют план текста;
- определяют ключевые слова в каждой части текста;
- особо отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц, необходимых для точного понимания информации;
- устанавливают связи между частями текста;
- перечитывают важные места текста, задавая себе вопрос «Что хотел сказать автор?»;
- выписывают из текста факты, цитаты, характеристики героев, интерпретируют их;
- пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героя.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Контроль понимания прочитанного.
Это - стадия рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме. Здесь необходимо использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Главной задачей на этом этапе считается обеспечение углубленного восприятия и понимания текста.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Задания этапа:
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
-Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).