Презентация-доклад "Развитие навыков смыслового чтения"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 145
Презентация "Презентация-доклад "Развитие навыков смыслового чтения"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
На успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием . Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема:
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
2. Приём «Вопросы к тексту учебника»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. О
бычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»
5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Тип стратегии: Предтекстовая
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать информационный текст
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:….
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Глоссарий
Тип стратегии: Предтекстовая
Автор стратегии:
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
Рассечение вопроса
Тип стратегии: Текстовая
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: проверка понима¬ния читаемого вслух текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Чтение вслух (попеременное чтение)
Тип стратегии: Текстовая
Класс / возраст: 5-10 кл
Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
Чтение про себя с вопросами
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод.
Экскурсия по книге
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Класс / возраст: 5-9
Цели стратегии: Проверка знания читателем текста произведения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает?
2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?
Загадки
Тип стратегии: Общеучебные
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.
Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать, расширяя контекст.
— Оно крепкое, серебряного цвета.
— Оно чаще всего изготавливается из железа.
— У него есть плоское основание для ноги.
— Оно находится на лошади.
Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.
Развитие словаря