Музейная педагогика, как инновационная технология в создании развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 121
Презентация "Музейная педагогика, как инновационная технология в создании развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Музейная педагогика, как инновационная технология
в создании развивающей среды в ДОУ
в соответствии с ФГОС.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида» г. Печора
Свою деятельность в детском саду по этнокультурному образованию и изучению регионального компонента мы строим в соответствии с
« Концепцией развития этнокультурного образования В Республике Коми на 2016-2020 гг.» , утвержденной МО РК от 23.11. 2015 г. Эта работа призвана сформировать у воспитанников системные представления о регионе, особенности его развития, языка, культуры.
В современных условиях модернизации системы образования эта задача может быть решена через основные общеобразовательные программы, и дополнительные образовательные программы. В своем детском саду мы работаем наряду с основной образовательной программой дошкольного образования еще по дополнительной общеобразовательной программе «Обучение дошкольников коми языку как государственному». Программа разработана на основе программно-методических материалов «Здравствуй, друг» под редакцией Остаповой З.В., Москвиной Т.А. Работает по ней педагог дополнительного образования Ларионова Л.А.
Второй год мы работаем по музейно-образовательной программе «Музей для маленьких друзей», разработанной историко-краеведческим музеем.
В том числе, задачи по приобщению дошкольников к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству коми мы включаем во все образовательные области развития ребенка.
В нашем ДОУ ведутся занятия и другие формы педагогической деятельности по приобщению детей к этнокультурным традициям, обучение детей коми языку.
Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую
часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений
взрослых и детей.. Как инновационную технологию мы используем музейную педагогику.
Для ее реализации, как и реализации основной и дополнительной общеобразовательной программы мы создаем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС, которая обеспечивает максимальный результат.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Поэтому педагоги нашего детского сада, создавая развивающую среду, стараются оформить групповые комнаты, учитывая возраст, интересы, склонности детей, способности, гендерную принадлежность, так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Эта возможность прекрасно реализуется в процессе создания в группах мини-музеев различной тематики, организация которых помогает реализовать образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Игровая, совместная, самостоятельная деятельность ребенка в мини-музее позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, пополнять свои знания.
Что такое мини-музей?
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;
1.«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;
2. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
3. Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;
4. Мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, , так и самостоятельным проектом.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе. Тематика мини-музеев может быть различной.
При создании мини-музеев наши педагоги используют методы ТРИЗ и РТВ технологии. Например системный оператор.
Оформление мини-музеев.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Игры для мини-музея
При создании мини музея мы не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в каждом мини-музеи в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть . В процессе работы с детьми в мини-музее в ДОУ отобрали и адаптировали к своим задачам ряд игр, а также разработали собственные.
«Лото», «Ящик ощущений», кольца Луллия, «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные картинки», «Угадай ,что в мешочке», «Лабиринт», «Чья тень?» и др.