Основные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 167
Презентация "Основные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ПЕДАГОГИКА
Теория воспитания
Теория обучения
(общая дидактика)
Частные дидактики
(методики)
Методика физики
Методика математики
Методика химии
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ
ЦЕли
ПРИнципы
СИстемы
ФОРмы
МЕтоды
Средства
Це При Си Фор МеС
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Триада основных проблем
Зачем учить?
Чему учить?
Как учить?
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая технология
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»
ЮНЕСКО
«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
В.П. Беспалько
«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включа-ющая в себя проектирование, организа-цию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
Расширение использования современных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей
Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
ОТ включает в себя:
целевую направленность;
научные идеи, на которые опирается;
системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Классификация
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества;
- Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов);
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
Классификация
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова);
-Технологии уровневой дифференциации;
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов);
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова);
- Технология индивидуализации обучения (И.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);
- Технология программированного обучения;
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко);
- Групповые технологии;
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Классификация
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов);
- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов);
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев);
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).
Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев);
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев);
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин);
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев);
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев).
Классификация
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер);
Технология свободного труда (С.Френе);
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок);
Технология мастерских.
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир);
Технология саморазвития (М. Монтессори).
Технологии развивающего обучения
- Общие основы технологий развивающего обучения;
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова;
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
К современным образовательным технологиям относят:
Технологию дистанционного обучения;
Развивающее обучение;
Проблемное обучение;
Систему инновационной оценки «портфолио»;
Разноуровневое обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Коллективную систему обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технологию решения изобретательских задач;
Обучение в сотрудничестве;
Технологию использования в обучении игровых методов;
Технологию модульного и блочно-модульного обучения;
Технологию «Дебаты»;
Технологию развития критического мышления;
Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.
Критическое мышление:
«Умение тщательно рассматривать и уважительно относиться к доводам, с которыми мы склонны скорее не согласиться, способность оценить их качество и ту логику, с помощью которой соперник подводит нас к тому или иному выводу»
Чарльз Темпл
«Если здесь (в искусстве взаимоотношений между людьми) и есть какой-либо секрет успеха, то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точки зрения».
Генри Форд
Технология развития
критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Технология развития критического мышления
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Выполняемые функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Игровые технологии обучения
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
при использовании кейс - технологий происходит:
- развитие аналитического, творческого, критического мышления;
- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
изменяют мотивацию к обучению
к кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод анализа конкретных ситуаций,
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Структура кейса
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения
Этапы разработки кейса
Определение места кейса в системе образовательных целей
Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса
Построение, или выбор модели ситуации
Создание описания
Сбор дополнительной информации
Подготовка окончательного текста
Презентация кейса, организация обсуждения
Проблемное обучение
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
творческое овладение знаниями, навыками, умениями;
развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение
Методические приемы создания проблемных ситуаций
Учитель
подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия в практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи.
Технология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение -это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),
- по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды),
- по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы),
- по уровню умственного развития (уровню достижений), - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )
Технология уровневой дифференциации
По каждой учебной теме пять типов уроков:
1- урок общего разбора темы ( лекция),
2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,
3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты),
4-уроки межпредметного обобщения материала, 5-уроки- практикумы.
Разноуровневые задания для учащихся :
первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения (стандарт),
второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника,
третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.
Технологии развивающего обучения
система развивающего обучения Л.В. Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).