Презентация для педагогов: "Оптимизация адаптации в ДОУ".
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 101
Презентация "Презентация для педагогов: "Оптимизация адаптации в ДОУ"." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Адаптация - (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле слова – это приспособление к окружающим условиям.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление для всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Существует три стиля, адаптации человека к окружающей среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.
Тяжело и родителям, которые видят слёзы на глазах своего всегда жизнерадостного малыша.
Нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, цепляются, лезут на руки, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все организовать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького в группе.
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Шалвы Александровича Амонашвили, Галины Фёдоровны Кумариной, Анатолия Викторовича Мудрика, и др.
Нинель Дмитриевна Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Татьяна Валерьевна Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателям и их работе с семьёй ребёнка.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.
В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.
А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.
Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.
Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.
Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду.
Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации.
Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер.
Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили.
Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет, если не знает, где взять игрушку – тоже плачет, не привык спать без укачивания – плачет и т.д.
Поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя.
Его педагогические воздействия становятся стихийными, не целенаправленными и часто не дают необходимого результата.
Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
На основании вышеизложенного выявляются следующие факторы, влияющие на адаптацию ребенка к саду:
- страхи перед незнакомыми людьми и перед новыми ситуациями общения
- характер ребенка
- возраст ребенка
- состояние здоровья
- сформированность опыта общения
- степень родительской опеки.
Организация адаптационного периода детей раннего возраста.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
Нервно - психическое развитие;
Черты личности.
Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.
Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
1. В яслях - 7-10 дней
2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели
3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
Степени адаптации ребёнка к ДОУ:
Установлено, что период адаптации к условиям ДОУ во многом зависит от характера ребенка. Некоторые дети быстро привыкают к новым условиям, другие еще долго дают отрицательные реакции, заставляя родителей переживать и волноваться.
Есть несколько видов адаптации:
Легкая форма.
Ребенок быстро (7-14 дней) вливается в коллектив и чувствует в нем себя абсолютно комфортно. Ребенок легко привыкает к новой для себя обстановке:
малыш легко, без слез, заходит в группу;
он способен озвучивать воспитателю свои просьбы;
при обращении смотрит педагогам в глаза;
легко идет на общение со своими сверстниками, заводит новых друзей;
быстро привыкает к распорядку дня;
может занять себя какими-то играми, делами, общением и так далее;
правильно и без обид реагирует на поощрения или замечания воспитателя;
легко делится с родителями, как прошел его день.
Средняя форма.
Длительность (20 – 40 дней).
Вначале ребенок часто болеет, настроен негативно, однако, дезадаптации нет, и общается с коллективом он вполне нормально.
Особенности поведения:
малыш сложно расстается с мамой по утрам, может немного поплакать после ее ухода;
если ребенка отвлечь, то он забывает о своих переживаниях и легко включается в занятия;
ребенок адекватно реагирует на замечания;
хорошо общается с воспитателем и сверстниками;
редко вступает в конфликты.
Тяжелая форма.
(6 месяцев и более).
Дети с данным типом адаптации встречаются довольно редко и их легко можно идентифицировать в коллективе. Они могут проявлять агрессию к окружающим, полностью уходят в себя. Привыкают к саду очень долго. В особо сложных случаях, может быть принято решение о том, что малыш больше не будет посещать ДОУ.
Особенности поведения:
полное нежелание контактировать с другими ребятами и воспитателем;
постоянные истерики, слезы, ступор после ухода родителей;
замкнутость или агрессивность;
нежелание заходить в группу из раздевалки;
отказ ложиться спать днем, принимать пищу, соблюдать другие правила;
неадекватная реакция на воспитателя (испуг, слезы).
Такая форма встречается довольно редко. Как помочь ребенку в этом случае? Нужно обратиться к доктору (невролог, психолог и другие) и вместе с ним разработать план действий по адаптации, либо временно отказаться от посещения ДОУ.
Факторы, влияющие на адаптацию.
Возраст.
Многие современные мамы стремятся как можно быстрее выйти из декрета, потому что семье нужны деньги. Поэтому в последнее время резко вырос спрос на ясли, куда принимают детей с полутора лет. Однако, специалисты утверждают, что чем младше ребенок, тем сложнее у него проходит адаптационный период. Поэтому оптимальным сроком для поступления в сад и начала новой жизни является возраст 2,5-3 года. Более того, ряд педиатров заявляет, что отдавать малыша в сад следует не ранее трех лет.
Состояние здоровья.
Хуже всего привыкают дети, которые часто болеют или имеют ограниченные возможности. В этом случае совет родителям таков: не спешите определять своего ребенка в ДОУ, подождите, пока его организм научится адаптироваться к новым условиям.
Уровень развития навыков.
Прежде, чем идти в сад малыш должен овладеть элементарными навыками и научиться просить взрослых людей о помощи. Приучайте ребенка к самостоятельности, это ему пригодится в жизни.
Уровень коммуникабельности.
В саду малышу придется постоянно контактировать с большим количеством людей. Поэтому лучше, чтобы у него уже был такой опыт.
Если ребенок до сада в основном видел только родителей, то ему будет сложнее адаптироваться.
Кроме этого, срок адаптации во многом зависит от количества детей в группе, профессионализма воспитателей, атмосферы в семье, особенностей характера малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Какие могут возникнуть проблемы при адаптации?
Многое зависит от характера ребенка, опыта педагогов, состава группы. Необходимо внимательно наблюдать за малышом, каждый день просить его подробно рассказать, как прошел его день.
Нельзя игнорировать такие вещи, как:
частые болезни;
отказ от приема пищи в садике;
приступы необоснованной агрессии, когда малыш дерется, царапается, кусается;
отставание в развитии по сравнению с другими малышами;
социальная дезадаптация, когда ребенок постоянно играет один;
резкие изменения в поведении (например, до садика малыш был спокойный и ласковый, а стал агрессивным, капризным и злым);
постоянные жалобы на воспитателя, его придирки, наказания (здесь необходимо аккуратно разобраться, правда ли это или вымысел малыша);
ухудшение поведения, перенимание у одногруппников плохих черт и поступков (ребенок начинает говорить плохие слова, дерется и так далее).
И, немного о нас…
На 15 декабря 2022 г. в нашей группе числится 24 ребенка (11 девочек и 13 мальчиков).
Из них полную адаптацию прошли – 19 детей.
Степень адаптации:
Лёгкая – 8 детей
Средняя – 9 детей
Тяжёлая – 0 (2) детей (Кузьменков Д., Перзашкевич А.)
Не прошли адаптацию 5 детей:
2- на домашнем режиме (Митяева К.), вновь поступивший (Попов М.)
2 - часто болеющие (Булановы М. и К.)
1 – редко посещающий (Перзашкевич А.)