Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников" (5 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 202
Презентация "Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников" (5 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Родительское собрание в 5 классе
Трудности адаптации наших пятиклассников
Классный руководитель 5 А класса
МОУ «Средняя школа №83»
Матвеева О.А.
Цель:
оценка адаптационного периода в классе, профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Какие плюсы несет в себе переход из начальной школы в 5 класс?
узнают свои слабые и сильные стороны
учатся гибко перестраивать свое поведение
поиск своего «Я» в социальном плане
учатся иметь свое собственное мнение,
но и учитывать мнение других
осваивают окружающую действительность
за порогом класса, школы
возрастает степень самостоятельности
учится устанавливать контакты с учителями
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Много учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличения числа предметов
Кабинетной системы
Изменения в школьной жизни пятиклассника. Причины дезадаптации.
возросший объем работ в классе и д/з
ослабление или отсутствие контроля
противоречивость требований отдельных педагогов
возросший темп работы;
Изменения в школьной жизни пятиклассника. Причины дезадаптации.
Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в начальной школе
«самый маленький» в средней школе
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
1. В письменных работах пропускает буквы.
2. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
3. Плохо владеет умением пересказа.
4. Неусидчив во время занятий.
5. Не умеет работать самостоятельно.
6. Постоянно что-то где-то забывает.
7. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей
тетради).
8. Испытывает страх перед отдельными уроками, ситуациями
проверки знаний.
9. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто
ощущает одиночество.
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка
от одного месяца до года.
В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы,
нежели содержания учебной деятельности .
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.
8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее
отношение к школе и скорее всего у него в
ближайшее время не возникнет проблем.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной
жизни что-то неблагополучно.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша
помощь. У него негативное отношение к
школе, связанное с конфликтами, снижением
успеваемости.
Чем можно помочь?
безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Чем можно помочь?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.
Ответы: Да, Нет, не знаю
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее ( или тревожное) настроение
3. Привык к разным учителям, понятны их требования
4. У меня есть любимые школьные предметы: _____
5. Испытываю затруднения на уроках: ____________
6. Объем домашней работы увеличился
7. Домашнюю работу выполняю (указать продолжительность) ____________________________
8. Домашнее задание делаю
а) самостоятельно
б) обращаюсь к родителям за помощью.
Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.
Учиться стало труднее
Посещаю секции, кружки (указать какие)
11.Продолжи предложение: мне не нравится
(или нравится) в школе (что?) _____________
12. Дома помогаю родителям, мои домашние обязанности:
Опросник «Чувства в школе»
Из 16
перечисленных
чувств выбери
только 8,
которые ты
наиболее часто
испытываешь в
школе.