Презентация "Особенности проявления самочтоятельности в учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 131
Презентация "Презентация "Особенности проявления самочтоятельности в учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Особенности проявления самостоятельности в учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью
Материал приготовила
учитель ОГБОУ «Центр образования и развития
«Особый ребенок» г. Смоленска»
Матуленис Елена Владимировна
Смоленск
2022 год
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный (разлитой) характер.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умственная отсталость широко распространена во всем мире и составляет
3- 5 % всего населения.
Дети обучаются в специальных школах VIII вида
Цель школы: подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни.
Основные задачи школы:
общеобразовательная и трудовая подготовка;
формирование положительных качеств личности;
преодоление (коррекция) имеющихся нарушений в развитии;
социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в обществе.
Специальные образовательные условия:
Специальные образовательные программы.
Адекватная среда жизнедеятельности.
Проведение коррекционно-педагогического процесса олигофренопедагогами, логопедами.
Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Обязательный учет особенностей развития каждого ребенка.
Применение специальных методов и средств обучения и воспитания.
Типичным для детей с нарушениями интеллекта является отсутствие инициативности и самостоятельности. Это отрицательно влияет на их социализацию, усложняет процесс адаптации.
Также имеет место нарушение строения и мотивации деятельности
По мнению Л. С. Выготского, хорошим считается только то обучение, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не просто обогащает ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированных у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому реализация принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т. е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Обобщенные учебные и трудовые умения систематически и целенаправленно формируются на основе конкретных умений с применением специфических для каждого предмета методических приемов.
В соответствии с обновленным содержанием образования, одним из принципов обучения является
Принцип необходимости специального педагогического руководства. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность умственно отсталых обучающихся, особенно 3 и 4 типологических групп затруднена или не возможна, тогда педагог берет на себя функции незрелого компонента деятельности обучающегося, для обеспечения успешного выполнения учебного задания. Специальный педагог, зная общие закономерности развития умственно отсталого обучающегося, познавательные возможности каждого обучающегося класса, специальную методику обучения организует и направляет учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Отмечается, что у умственно отсталых детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания. Например, известно, что для учащихся с нарушением интеллекта особые трудности представляет заучивание результатов табличного умножения и деления. Повторяя таблицы из урока в урок, из года в год некоторые учащиеся к окончанию школьного обучения все же не знают табличного умножения и деления. Школьники самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления умственно отсталых детей значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Таким образом, приобретенные учениками знания упрощаются в их сознании. Школьники испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.
Мышление умственно отсталых детей характеризуется косностью, тугоподвижностью. Школьники не могут перенести свои знания в новые условия. Например, запомнив результаты табличного умножения на уроках математики, ученики затрудняются их использовать на уроках труда.
Школьники с нарушением интеллекта недостаточно критично относятся к результатам своего труда, часто не замечают очевидных ошибок. У них не возникает желания проверить свою работу.
У умственно отсталых людей нарушены волевые процессы; они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели. Непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость − все это крайне отягощает их поведенческие проявления и усугубляется в связи с возрастными изменениями, связанными с перестройкой организма ребенка, особенно в подростковом периоде. При неблагоприятных условиях жизни у них легко возникают трудности в поведении, в установлении нравственно приемлемых отношений с окружающими.
Для всех детей с нарушением интеллекта необходимо целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.
Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.
Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность школьников способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.