Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника"

Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника"

Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника" - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника":
Cкачать презентацию: Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника"

Презентация "Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Системно-деятельный подход как средство развития познавательной активности школьника<br>Учитель мате
1 слайд

Системно-деятельный подход как средство развития познавательной активности школьника
Учитель математики МБОУ «Средняя школа №49 г.Макеевки» Нестеренко Л.Н.
 Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
 

S=𝜋 𝑟 2 <br> «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
2 слайд

S=𝜋 𝑟 2
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
А. Дистервег

3 слайд

Современному обществу нужны образованные граждане, самостоятельно принимающие ответственные решения
4 слайд

Современному обществу нужны образованные граждане, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, мобильные и конструктивные. Поэтому так важно ещё в школе вооружить учащихся таким необходимым умением, как умение учиться. А это возможно с использованием системно - деятельного подхода в обучении. 
Системно-деятельный подход превращает обучение в процесс сотрудничества и сотворчества ученика и учителя. Это позволяет повысить познавательную активность школьников и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся, т.к. успешность ребёнка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

Сущность системно-деятельностного подхода в обучении – развитие думающей личности, умеющей анализиро
5 слайд

Сущность системно-деятельностного подхода в обучении – развитие думающей личности, умеющей анализировать события, действия, принимать решения. Ученик – главное действующее лицо на уроке, а учитель лишь направляет работу обучающихся.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% то
6 слайд

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. 

 Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного про
7 слайд

Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в соизменении). Делает он это, выбирая адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и т.д. Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель он выбирает способы и средства обучения, организует образовательный процесс, задает учащимся вопросы, предлагает задания. Как помощник-отвечает на их вопросы. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, но в какой бы роли он ни выступал,  основная его  задача – помочь обучающимся в том, чтобы научить их учиться. Именно в этом и заключается стратегическая цель всех уроков.
При таком обучении задача учителя заключается в организации учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация активизирующего затруднения. Её  целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности:  идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен обу
8 слайд

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен обучающимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.
 
Технология  деятельностного подхода:
1)        Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2)        Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3)        Постановка проблемы.
4)        Построение проекта выхода из затруднения.
5)        Реализация построенного проекта.
6)        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7)        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8)        Включение в систему знаний и повторение.
9)        Рефлексия учебной деятельности.
 

Типология  уроков  в  дидактической системе деятельностного метода.<br>Уроки деятельностной  направл
9 слайд

Типология  уроков  в  дидактической системе деятельностного метода.
Уроки деятельностной  направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.<br>Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
10 слайд

1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:<br>·      предъявление кон
11 слайд

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
·      предъявление контролируемого варианта;
·      наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
·      сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
· оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
·      написание учащимися варианта контрольной работы;
·      сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
· оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

ПРИМЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОД
12 слайд

ПРИМЕРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В последнее время мы видим снижение интереса учащихся к обучению. Учеба – это нелёгкий труд, требующий от учеников силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия, специальных умений. Ученику нужно освоить и запомнить большой объём сложного материала. Нужно посвящать много времени учебе, осознанно преодолевать возникающие трудности.
Многие педагоги строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя,  облегчаем  работу ученика, и в то же время – мешаем процессу его самоутверждения и возрастания  как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, собственный подход к данной проблеме.  Так как тратим колоссальные  усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученик мог  легко его усвоить. На уроке мало создаем  ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, тем самым превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде.

Чтобы  поддерживать интерес к учебе, внимание учащихся в течение всего урока, нужно организовать акт
13 слайд

Чтобы  поддерживать интерес к учебе, внимание учащихся в течение всего урока, нужно организовать активную и интересную мыслительную деятельность.      Наблюдая за работой учащихся  на уроке,  я прихожу к выводу, что деятельность  при    применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От наличия или отсутствия внутренней мотивации зависит объем усилий, которые ученик  прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у него интенсивное  внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Я считаю, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное.     
На своих уроках стараюсь не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы обучающиеся “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.

 Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоиск
14 слайд

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу некоторые  примеры использования “проблемных ситуаций”.
  Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, что такое прямоугольный параллелепипед.
 Призывы «вдумайтесь!», «запомните!» для большинства бесполезны.
Чтобы в действительности побуждать обучающихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как они должны  сделать.
Создадим проблемную ситуацию. Назовите предметы, изображенные на слайде. В чем их сходство?
Ясно, что такое задание обучающиеся не могут выполнить без вдумчивого анализа ситуации.
В таком случае обучающиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью<br> <br>Пример №1. 5 кл.  Тема
15 слайд

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью
 
Пример №1. 5 кл.  Тема «Периметр прямоугольника»
Приусадебный участок имеет форму прямоугольника. Хозяин участка решил  поставить забор. Посчитайте, сколько потребуется штакетника для забора, если на метр  забора требуется 8 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 300 рублей?
Проблемная ситуация: нужно найти длину забора (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 кл.  Тема «Проценты».
Я прихожу в класс,  и урок начинаю с сообщения: « Представьте, что по случаю праздника  8 марта  мама   награждена премией  в размере  4000 руб.  Но  она  получит  не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%.  Я хочу,  чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму  получит  мама».
Вопрос: «А как же мы определим размер суммы, если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана. Ребята с удовольствием работают в течение  всего урока.  В конце урока решают  задачу до конца. Я вижу радостные лица ребят. Они справились с проблемой!

Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий<br>Главный фактор занимательн
16 слайд

Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
Пример №1.
9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Я предложила Вам задачу, которую юный Карл Гаусс решил очень быстро в десятилетнем возрасте. Согласитесь, если все числа прибавлять одно к другому, это займёт очень много времени. Да и нет гарантии, что ты где-нибудь не ошибёшься в расчётах, особенно если делаешь это устно. На это и надеялся учитель математики, который дал это задание классу, в котором учился Гаусс. Преподаватель думал, пока его ученики увлечены решением, спокойно заняться своими делами. Но наш юный герой очень быстро нашёл решение для этой задачи. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: Как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы  (1 + 100) 50 = 5050.  Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии:  
(a1 + an)
Sn = --------- ·n
2

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки<br>В понимании детей, учител
17 слайд

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
В понимании детей, учитель не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример.
7 кл. Тема «Решение уравнений»
Решаю быстро уравнение:
1,2 (2х-4) – 1,7(х+1) = 0,4
2,4х – 4,8 – 1,7х + 1,7 = 0,4
2,4х-1,7х = 0,4 +4,8 -1,7
0,7х = 3,5
х= 5
При проверке ответ не сходится.  Проблемная ситуация. Ищут ошибку,  решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.<br><br>При
18 слайд

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

Пример№1. 7кл. Тема «Сумма углов треугольника»
 Постройте треугольник с углами:
100, 200, 47.  Получится ли треугольник? Нет?  Почему? Какой же возникает вопрос?
Почему не строится треугольник?  Какие должны быть углы у треугольника? Чему равна сумма углов треугольника?

Пример №2 . 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем:  (5 + 3)² = 5² + 3² = 25 + 9 = 34
Попробуйте сосчитать по-другому: ( 5+ 3)² =8² = 64.  Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? ( 5 +3)² ≠ 5² + 3²

Только самостоятельная творческая деятельность учащихся, предваряющая объяснение учителя, успешно го
19 слайд

Только самостоятельная творческая деятельность учащихся, предваряющая объяснение учителя, успешно готовит их к активному восприятию новых знаний, позволяет увидеть связь между пройденным материалом и вновь изученным. После проведения самостоятельной творческой работы знания проявляются как естественное продолжение уже имеющихся у учащихся знаний.
Я часто повторяю на уроке слова: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед или лежа на диване». В традиционной форме обучения большинство обучающихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. На уроке стараюсь организовать работу в парах (консультант- ученик) или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Применение активных приемов обучения<br>В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый
20 слайд

Применение активных приемов обучения
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка»,  «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Прием «Составление кластера»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием "Кластеры" я часто использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Он  может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

Примеры:<br>1. Урок математики в 5 классе.  Составьте кластер к слову « Проценты»<br> <br> <br> <br>
21 слайд

Примеры:
1. Урок математики в 5 классе.  Составьте кластер к слову « Проценты»
 
 
 
 
 

2. Урок геометрии в 7 классе по теме «Виды треугольников». Задание: «Составьте кластер к слову Треуг
22 слайд

2. Урок геометрии в 7 классе по теме «Виды треугольников». Задание: «Составьте кластер к слову Треугольник».

3. Геометрия 8 класс «Подобие треугольников»<br>
23 слайд

3. Геометрия 8 класс «Подобие треугольников»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ<br>Преподавание – не наука, а искусство. Каждый учитель  должен развивать у детей способн
24 слайд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преподавание – не наука, а искусство. Каждый учитель  должен развивать у детей способности к логическому мышлению, доказательно мыслить. Математически грамотным должен быть каждый, не зависимо от того будет он заниматься математикой профессионально в дальнейшем или нет. Интерес. Так как же сформировать его у ребёнка? Любой школьный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, является педагогическим творчеством. Урок, на котором  в единое целое сливается труд учителя с трудом учащихся, где совместно  сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются или  огорчаются, устают, но ощущают результат своего труда, – да, такой урок – подлинное творчество. Организация процесса обучения через деятельность   обучающихся  и  служит   основой для формирования у ребят  активной   познавательной  деятельности.
В заключении хочется  отметить следующее - активизируя познавательную деятельность учащихся средствами системно- деятельностного подхода, можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации, создавая атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности.   Тогда  у ребят и будет желание идти на урок и понимание, что математика – один из самых  увлекательных предметов. Ученики будут учиться с желанием, если им интересно, понятно и они знают, зачем учатся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ<br> <br>Фоксфорд.  Как  мотивировать учеников учиться.<br>Фридмат Л.Б. Учитесь учи
25 слайд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
Фоксфорд.  Как  мотивировать учеников учиться.
Фридмат Л.Б. Учитесь учиться математике.
Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.
Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»;
Калмыкова З. И. «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении»;
Матюшкин А. М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»;
Петерсон Л.Г. Типология уроков.
Петерсон Л.Г. Сущность системно – деятельностного  подхода  в обучении.
Петухова Т.А. Системно- деятельностный подход как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики ( обобщение опыта работы).
Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.    Математика в школе. 1993, №2 с. 24
Статья «ФГОС нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математики.
Шаталов В. Ф. «Педагогическая проза».    
http://festival.1september.ru/articles/527236/
http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103

Отзывы на edulib.ru"Презентация по математике на тему "Системно - деятельностный подход как средство развития познавательной активности школьника"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать