Презентация "Развитие мелкой моторики"(начальная школа)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 168
Презентация "Презентация "Развитие мелкой моторики"(начальная школа)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Развитие мелкой моторики
Автор: учитель начальных классов Косенчук Наталия Эдуардовна,
МАОУ гимназия №18
2019 г.
Актуальность
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Мелкая моторика- это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики у детей и предназначена для учителей, работающих в группах предшкольной подготовки, в начальных классах.
«Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев…»
В.А.Сухомлинский.
Цели и задачи:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать точность и координацию движения руки и глаза.
2. Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы:
- память, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие,
логическое мышление.
Методы и приёмы:
Графические упражнения и штриховка;
Использование оригами;
Пальчиковая гимнастика и физкультминутка.
Графические упражнения и штриховка способствуют развитию:
Мелких мышц пальцев и кисти руки;
Глазомера;
Зрительного и слухового внимания;
Образного мышления;
Аккуратности.
При выполнении графических упражнений и штриховок можно использовать следующие задания:
Дорисуй в соответствии с образом;
Дорисуй по клеточкам точно такой узор;
Обведи штриховые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
Проведи линию по середине дорожки;
Обведи по точкам и раскрась картинку;
Дорисуй узоры;
Заштриховать цифру вертикальными линиями (горизонтальными линиями, наклонными линиями);
Соедини точки по порядку.
………
1.Выполни узоры сплошной линией карандашами разного цвета.
2.Продолжи пунктирную линию вокруг рисунка.
Задание.
Заштриховать (в любом направлении):
Круги – синим цветом.
Треугольники –зелёным.
Прямоугольники – жёлтым.
Квадраты –красным.
Попади мячом в баскетбольную корзину, Обведи контур каждого рисунка по точкам
поезжай по извилистой дороге. и узнай, что это.
Попади мячом и сбей палочку;
Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
Подготовка ребенка к обучению письму
Принципы:
Соблюдать последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Временная регламентированность (два раза в неделю по 10 минут как часть занятия по ознакомлению с элементарными математическими понятиями, по развитию речи; дома – ежедневно в течение 10 минут в любое удобное время).
Учет индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей в зависимости от вышеуказанных факторов).
Ориентировка педагога на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребенка, повышать его самооценку, настраивать на победу.
Блок «Сопровождение»
Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, учитель должен хорошо знать основные правила «диктовки».
Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз).
Не называть количество элементов можно, только если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево.
Диктуйте медленно, четко называя элементы и их количество.
Графические узоры:
Игра «Веселые клеточки»
Варианты игры:
-в точности перерисовать узор на лист;
-нарисовать узор под диктовку взрослого;
-нарисовать узор по памяти;
-самостоятельно придумать по клеточкам любые узоры.
Использование оригами
Формирует воображение и аккуратность;
Развивает ловкость пальцев и кистей рук ребенка.
Мордочка собаки
С хозяином дружит, Домик сторожит,
Живет под крылечком,
И хвостик колечком.
(Собака).
Пальчиковая гимнастика и физкультминутка
Гимнастика для пальчиков включает:
Массаж кистей рук;
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук;
Пальчиковые игры.
Физкультминутку и гимнастику для пальчиков лучше проводить в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает сенсорное впечатление, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Ну-ка, зайчик, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.
(Движения выполняются по тексту.)
Зайчик.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
(двигать прямые кисти вверх-вниз )
Мы морковку трём,
(трём правым, кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим,
( пальцы в щепотку)
Мы капусту жмём.
(сжать обе кисти в кулаки)
Гном и гром
Как-то на рассвете Гном
("человечек")
Свой решил покинуть дом,
("дом")
И с корзиной из избы
("корзинка")
Гном помчался по грибы.
("человечек")
Вдруг в лесу раздался гром,
(хлопок в ладоши)
Гном укрылся под грибом.
("гриб")
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу
пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным
пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями,
то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
-Ох!
(один хлопок)
И ушел
Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
Начиная с указательных пальцев обеих рук.
Этот пальчик мой танцует,
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лёгкий-легкий мячик.
А мизинчик, мой, малышка,
Коготком скребёт, как мышка.
А большой мой, толстячок,
Тот улёгся на бочок.
Весёлый гном.
Жил да был весёлый гном
(дети поднимают руки над головой, изображая
колпачок)
С круглыми ушами.
(описывают руками большие круги вокруг ушей)
Он на сахарной горе
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так,
Что образуют треугольник)
Спал под воротами.(изобразить ворота)
Вдруг откуда ни возьмись,
Великан явился.(руки подняты над головой)
Слопать гору он хотел,
(поднять руки ко рту)
Только подавился!(дети смеются)
Ну, а что ж весёлый гном?
Так и спит глубоким сном.
(дети изображают спящего гнома)
Использование на практике изложенных методов и приемов развития мелкой моторики привело к следующим результатам:
дети не испытывают страха перед письмом, держат уверенно ручку и карандаш;
у детей:
- скоординированы движения руки и глаза;
- сформированы внимание и контроль над собственными действиями;
- развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Список использованной литературы:
Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики.» М.: Дрофа, 2000 г.
Гаврика С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» Спб,1998 г.
Горбунова Т.С. Методическое пособие «Чему научит клеточка».
Проснякова Т.Н. «Волшебные секреты». Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.
Сахарова О.М. «Готовим руку к письму.» М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г.