Современные проблемы взаимодействия школы и семьи
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 137
Презентация "Современные проблемы взаимодействия школы и семьи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Л.А.Кассиль
«Семья и школа –это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен отрываться от берега».
Школа и семья
На двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей:
семья, по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка;
образовательное учреждение –помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.
Семья и школа
Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками в воспитании ребенка.
Трудности, которые испытывают учителя и родители в воспитании:
нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с родителями;
незнание педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для общения с родителями;
многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно;
потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем.
Причины, ухудшающие семейное воспитание:
Однодневность семьи во многих поколениях;
обособление части молодых семей от своих родителей;
утрата традиции народной педагогики;
осложнение семейного воспитания;
дефицит времени у родителей
Модель отношений родителей и семей:
Семьи, уважающие детей;
Отзывчивые семьи;
Материально-ориентированные семьи;
Враждебные семьи;
Антисоциальные семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
Единым объектом воспитания;
Общими целями и задачами воспитания детей;
Возможностью и всестороннего изучения детей и координация влияний на их развитие;
возможностью объединений усилий школы и семьи в решении проблем ребенка и др.
Сотрудничество педагогов и семьи направлены на решение следующих общих задач воспитания детей:
обеспечение качественного образования;
работа по профессиональной ориентации детей;
формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
формирование потребности в здоровом образе жизни
Задачи в работе с родителями:
Формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка;
Формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
Формирование психолого-педагогической культуры родителей;
Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми
Задачи в работе с педагогами:
Формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных уважительных отношений между родителями и детьми;
формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Коллективные формы
Родительские конференции
День открытых дверей
Классные родительские собрания
Общешкольные родительские собрания
Педагогический лекторий
Педагогический всеобуч
Индивидуальные формы
Дни консультаций для родителей в школе
Беседа с родителями
в школе
Посещение семей
учащихся на дому
Попечитель-
ские советы
Городские и районные советы
родителей
Советы отцов и матерей
Советы школ
Государственно-общественные формы
Интерактивные формы
Вечера вопросов
и ответов
Анкетирование
Диагностика
Дискуссии
Консультации
специалистов
Традиционные формы
Тематические
классные часы
Родительские собрания
Вечера отдыха
Семейные, спортивные
и интеллектуальные состязания
Творческие конкурсы
Формы родительских собраний:
Собрание – беседа.
Собрание – дискуссия.
Круглый стол.
Собрание – конференция.
Собрание – семинар.
Собрание – тренинг.
Собрание – организационно-деятельностная игра.
Педагогическая мастерская.
Собрание – конкурс.
Собрание – презентация.
Устный журнал.
Вечер вопросов и ответов.
Родительский ринг.
Интеллектуальный марафон.
Ток-шоу.
Гостиная.
Собрание с домашним заданием.
Собрание на дому.
Собрание в письменной форме.
Комбинированная форма собрания.
Инновационные формы работы:
Ролевые игры- форма коллективной деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений учеников. Примерные темы могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Инновационные формы работы:
Родительские чтения –форма работы, которая дает возможность родителям, возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучить литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную. Они должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книг.
Инновационные
формы работы:
Интернет –консультации. Родители имеют возможность получить информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте.
Привлечение родителей к участию в жизни класса;
Предварительное знакомство родителей со школой
Первое собрание-знакомство;
Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
Письменные формы общения;
Телефонные звонки в особых случаях.
При изучении семей учащихся обратить внимание на информацию:
Общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
Жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе;
Уровень педагогической культуры родителей;
Авторитетность семьи в глазах ребенка;
Семейные традиции;
Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
Воспитательные возможности семьи
Психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
Проведение педагогического лектория;
Организация информационного стенда для родителей;
Привлечение специалистов различных направлений;
Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить опережающий характер
Работа с проблемными семьями и детьми
Родительский комитет участвует в разрешении конфликтных ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между учащимися и педагогом;
Участие в обследовании семей;
Работа «совета родителей»;
Работа Совета профилактики
При посещении семьи соблюдайте следующие условия:
Не приходить в семью без предупреждения;
Не планировать свой визит более, чем на 5-10 минут;
Не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;
Нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
Не поучайте родителей, а советуйте;
Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание
Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы:
Воспитательное пространство для гармоничного развития детей,
Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций,
Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью,
Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством производственных, личных дел и обязанностей современного человека.
Семья и школа
Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Однако именно в это время влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы –это одно из условий правильного воспитания детей в семье.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
Укрепление авторитета родителей в семье,
Формирование нравственных качеств детей,
Понимание родителями значимости совместной работы,
Создание атмосферы сотрудничества,
Позитивные изменения взаимоотношений школьников, родителей, учителей.
Оконченность и совершенство в педагогическом труде «…недостижимы,
а развитие и совершенствование бесконечны…»
Л. Н. Толстой