Презентация "Центр природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 156
Презентация "Презентация "Центр природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
Это возможно путем создания разнообразных уголков природы в группах.
Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Значение уголков природы в ДОУ
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
При оформлении необходимо знать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин
Не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
уголок природы должен быть ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной группе;
недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.
Важно:
1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.
2. Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя).
3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений.
В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.
В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания. Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом).
Зима
ящики с посадками зелёного лука, веточки деревьев и кустарников в вазах, поделки на зимнюю тематику
Весна
ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов, ветки деревьев и кустарников в вазах.
Лето
букеты садовых и полевых цветов.
Осень
осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала( старшая и подготовительная группа)
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.
Наполнение уголка природы
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Образовательной Программы.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Уголок природы в младшей группе.
1.«Зеленый уголок»
- Комнатные растения: 3-4 вида с крупными кожистыми листьями, прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
-Растения, характерные для различных времен года:
- осенью - выставка ярких, крупных овощей и фруктов;
- зимой - ветви хвойных деревьев;
- весной: огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др. ;
-Аквариум (макет) с улитками и ярко окрашенными рыбками.
-Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисти, фартуки (дети не дежурят, только выполняют небольшие поручения воспитателя).Природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды (все предметы крупные).
2.Календарь природы:
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.
3.Наглядно- иллюстрированный материал: тематические альбомы по сезону и теме недели, наборы картинок животных и растений, картинки о труде взрослых в природе
4.Дидактический материал:
-алгоритмы для центра воды и песка, игровые макеты фермы, леса и др.
-муляжи овощей и фруктов
-дидактические игры
-дидактическая кукла.
5.Материал для развития трудовых навыков
-инвентарь
-природный и бросовый материал
6. Оборудование для экспериментирования:
-коллекции семян, шишки, камешки
- «Подарки времен года»
-Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.
-Зеркала для игр с солнечным зайчиком.
-Предметы для игр с тенью.
-Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).
Уголок природы в средней группе
1.«Зеленый уголок»
5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения, - с разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко.(бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава; бегония-Рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера)
2.Фенологический уголок:
посадки, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде, букеты. лук (январь-февраль); фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья.
3.Календарь погоды и природы:
календарь наблюдения за сезонными явлениями, дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ. Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное.
4.Наглядно- иллюстративный материал:
набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса;голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»).
5.Дидактический материал:
- дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов. («Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»)
6.Материал для развития трудовых навыков:
- Инвентарь (лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки).
7.Дидактический компонент:
-природный и бросовый материал для конструирования из природного материала.
-песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
-красители (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
8.Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
Уголок природы в старше-подготовительной группе
1.«Зеленый уголок»
7-8 видов растений , у которых отчетливо видны части, приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные способы размножения. (Аукуба, Бегония, Бальзамин, Герань, Китайский розан, Аралия, Хлорофитум,Фикус, Драцена, Плющ, Традесканция, Алоэ. Камнеломка, Аспидистра).
2.Фенологический уголок:
Посадки, пересадка комнатных растений, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; - букеты.
3.Календарь погоды и природы наиболее сложный по способу фиксации наблюдений и содержанию.
4.Наглядно- иллюстративный материал:
Репродукции картин художников
Картины и пейзажи по временам года.
Альбомы диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений леса, луга, поля.
Макеты: сезонные ландшафты, «моховой садик», «сад камней» и т.д.
5.Дидактические игры.
«Мы - экологи», «Охрана природы», «Живая пирамида», «Природа и человек», «Большая цепочка», «Воздух, земля, вода», «Кто где живёт?», «Польза-вред», «Что в корзинку мы берем», и т.п.
6. Дидактический компонент:
-Пластмассовые или резиновые игрушки.
-Муляжи овощей, фруктов.
-Природный материал (камешки, ракушки, шишки, веточки и т.д.).
-Поделки детей из природного и бросового материала.
-Гербарий, икебаны.
-« Алгоритм ухода за растениями».
-Рисунки детей.
7.Материал для развития трудовых навыков:
-Фартуки, нарукавники, клеенки.
Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, емкости разной вместимости, лопатки, тряпочки.
-Трубочки для коктейля, воронки, сито, различные формочки, емкости для воды. Песок, глина.
- Контейнеры с крышками для природного материала. Формочки для песка, льда, снега.
- Стаканчики и ящики для рассады. Бросовый материал. Лупа.
8. Музейные и коллекционные материалы:
-коллекционный растительный материал
-семена растений данной территории
-коллекции камней.
-коллекция видов древесины.
8.Наглядные пособия.
Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие: явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза); пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики; увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка); фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру); картины открытого космоса
9.Лабораторный материал для экспериментирования
-лупы, микроскоп, часы, в т.ч. песочные, весы, термометр, фонарик, цветные очки, бинокль, линзы, магнит, гибкий пластик, стружки, безопасные красители.
-лабораторная посуда в т. ч. Сообщающиеся сосуды, ступки и пестики
-муляжи овощей и фруктов.
«Зеленый уголок»
В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).
Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий. Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Цель работы с календарем природы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,
связях и
отношениях,
существующих
между ними.
Наглядно- иллюстрированный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях, обобщать и систематизировать знания детей, устанавливать связи и отношения объектов природы, в т. ч. об объектах и явлениях, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств (при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов).
Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.
К дидктическому компоненту относят:
- Пластмассовые или резиновые игрушки.
-Муляжи овощей, фруктов.
-Природный материал (камешки, ракушки, шишки, веточки и т.д.).
-Поделки детей из природного и бросового материала.
-Гербарий, икебаны.
-«Алгоритм ухода за растениями».
-Рисунки детей.
Материал для развития трудовых навыков необходим для развития самостоятельности и ответственности в процессе совместного труда в уголке природы.
Коллекционная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.-коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.
Лабораторный материал для опытов и экспериментов
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.