Презентация по теме "Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 165
Презентация "Презентация по теме "Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся с применением современных технологий.»
Силантьева Н.В.
учитель начальных классов
“Читать – это ещё
ничего не значит;
что читать
и как понимать прочитанное
- вот в чём главное дело.”
К.Д. Ушинский
Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания и навыки,
полученные в школе.
Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.
Функциональная
грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Математическая грамотность
Компьютерная грамотность
Финансовая грамотность
Юридическая грамотность
Грамотность в вопросах здоровья
Грамотность в семейно-бытовых вопросах
Творческое мышление
Важнейшая задача школы - построение процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.
Составляющие читательской грамотности:
Речевые умения.
Интеллектуально-речевые умения.
Коммуникативные умения.
Этапы формирования умений по работе с текстом
в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Технология продуктивного чтения
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозировать будущее чтение и вызвать у ребёнка мотивацию прочитать книгу.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимать текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкования, оценки). Обеспечить полноценное восприятие текста в ходе перечитывания («медленного» чтения).
Первичное чтение текста.
На этом этапе чтения применяются такие приёмы :
«Диалог» обучающихся с автором литературного произведения — это приём работы с текстом во время его чтения.
Комментированное чтение (Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, чтение ребёнка можно прервать в любой момент)
Приёмы прерывания чтения обучающихся:
‒ рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
‒ «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?».., «Представили?»..;
‒ формулировка максимально «свёрнутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».
2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов. Такое чтение вызывает желание узнавать новое, позволяет постепенно увеличивать скорость чтения.
3)Анализ текста. Включает: обобщение прочитанного, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
3-й этап. После чтения текста
Цель: скорректировать читательскую интерпретацию в соответствии с авторским смыслом. Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2) Знакомство с писателем (рассказ о писателе, беседа о личности писателя).
3) Работа с иллюстрациями. Установление степени соответствия данных иллюстраций , самостоятельное иллюстрирование (рисунки, создание диафильмов, коллективные рисунки и т. п.), устное словесное рисование
‒ Рецензирование созданных иллюстраций
‒ Моделирование обложки книги
‒ Музыкальное иллюстрирование
4) Творческие задания (Составление аннотаций . Составление буктрейлеров.
Все виды творческого пересказа. Составление сказочных объявлений и телеграмм. Написание писем герою прочитанного произведения. Сочинение. Разработка сценария. Инсценирование.)
Технология развития критического мышления
Эта технология представляет собой целостную систему приёмов и методов, формирующих навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Цель данной технологии – формирование базовых мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.
Данная технология предполагает использование на уроке трёх этапов (стадий):
1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап – «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того,
«что узнал» ребёнок на уроке
по данной проблеме.
Для стадии вызова характерны следующие приёмы: «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм», «Ассоциации», «Круги на воде».
На стадии осмысления используются такие приёмы, как осмысления «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Сводная таблица», «Уголки», «Лови ошибку», «Логические цепочки», «Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Ромашка Блума», «Взаимоопрос», «Сюжетная таблица», «Лови ошибку», «Перекрестная дискуссия, «Бортовой журнал»
Стадия рефлексии включает приёмы: «Шесть шляп», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Рафт», «Последнее слово за мной», «Свободное письмо», «Кубик Блума».
Технология проблемно - диалогического обучения
Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.
На этапе постановки проблемы учителем создаётся проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками.
На этапе поиска решения учитель
побуждает учеников выдвинуть
и проверить гипотезы, т.е. обеспе-
чивает «открытие» знаний путём
проб и ошибок.
Виды проблемных диалогов:
• Через использование цитат.
• Через ключевой вопрос урока
• Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
• Через столкновение мнений
• Через грамматическую сказку
• Через ошибку
• Проблема «лёгкой темы»
• Приём сравнения
• Приём сопоставления репродукций
• Урок-портрет с чистого листа
или задача со всеми неизвестными
Проектная технология
Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систе- му образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлек- сии деятельности.
Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Приёмами формирования читательской грамотности
в рамках проектной технологии являются:
написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
сочинение своего стихотворения,
басни, сказки.
Игровая технология
Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создаёт у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия.
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала.
Данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения, способствуют развитию читательских умений.
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды .
Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщённой форме.
Игры и приёмы, способствующие развитию
читательских умений младших школьников:
Игры «Угадай автора», «Тёмная лошадка», «Установи последовательность» , «Горячий стул», «Бюро находок», «Прочитанные книги», «Настоящий спектакль»
Игры-путешествия «По страницам любимых книг», «Строим музей сказок»
Литературные аукционы «Кто больше назовёт?..»
Лото «Перепутанные страницы».
Пантомимы «Мим-театр»
Приёмы «А если бы…» ,«От имени одного героя рассказать о другом герое», «Ответь на вопрос героя», «Вы режиссёр», «Крестики – нолики», «Древо мудрости»
Информационно-коммуникационная технология
Применение ИКТ на уроках литературного чтения, даёт возможность учителю использовать эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, разнообразных форм и методов работы по формированию читательской компетенции.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. ИКТ обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий всё чаще вместо толкового и энциклопедического словарей используется интернет.
Личностно-ориентированная технология
При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу
Личностно- ориентированная технология во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Особенностями этой технологии являются:
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Один из приёмов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны.
Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Желаю вам интересной и плодотворной работы, вашим ученикам - успехов!