Элементы игротерапии как средство социализации детей дошкольного возраста с РАС
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 174
Презентация "Элементы игротерапии как средство социализации детей дошкольного возраста с РАС" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Кевбрина Инна Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №325 «Незабудка», «Элементы игротерапии как средство социализации детей дошкольного возраста с РАС»
.
Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична
Симптоматика аутизма
Проблемы с речью. Практически все дети с РАС в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
Проблемы с социализацией. Дошкольники с РАС не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с РАС. Необходимость развития такой системы не вызывает сомнений и обусловлена высокой частотой данной патологии развития.
Детей с расстройством аутистического спектра врачи называют особенными. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними.
Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей.
По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.
Как часть комплексной терапии для социализации детей с РАС мы используем элементы игротерапии.
Одним из основных средств социализации детей с РАС является игротерапия. Через элементы игротерапии осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. А также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.
Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.
Тем не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки, и вы можете оказать ему в этом содействие. Совместные игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на доступном ему уровне.
Виды игр
Исследовательские игры
Мы помогаем ребенку с РАС, создавая условия для такой игры и поощряем его изучать окружающие предметы. Например, мы поощряем ребенка хлопать ладошкой по воде или тереть мыло между пальцами.
-Игры в причину и следствие
Такие игры – это хорошая возможность научить ребенка просить о помощи и играть во что-то по очереди. Например, мы по очереди нажимаем на кнопку, чтобы какой-то персонаж выскакивал из коробки и по очереди засовываем его обратно в коробку.
Функциональные игры («Игры в игрушки»)
Если эти игры представляют сложность для ребенка с РАС, то вот несколько предложений, как ему помочь.
Я сажусь перед ребенком, чтобы он мог смотреть на меня, общаться со сной и видеть, что я делаю. Кроме того, так легче вовлечь ребенка в игру.
Предлагаю ребенку две или три игрушки, которые ему нравятся. Это дает ему ощущение свободы, и не будет сбивать его с толку богатством выбора.
Награждаю ребенка – использую похвалу и слова поощрения: «Ты построил очень высокую башню. Как ты умеешь!»
Созидательная игра
Я помогаю ребенку с РАС начать играть в созидательные игры, показывая ему, что делать. Строю вместе с ним башню, чтобы он понял, как это делать, или же покажу ему картинки, иллюстрирующие строительство башни.
-Физические игры
Физические игры дают всем детям опыт по взаимодействию с другими людьми и предметами, которые их окружают. Эти игры важны для развития ребенка, не пренебрегайте прогулками и игровыми площадками.
-Ролевые игры
Ролевые игры особенно важны для развития навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации. Хотя в этом виде игр дети с РАС испытывают наибольшие сложности, очень многие из них в конечном итоге начинают играть в ролевые игры.
Социализация детей
Это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, включает себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Наиболее сложно протекают процессы социализации у детей с расстройством аутистического спектра.
Существуют социальные игры, которые требуют умения играть вместе с другими.
Социальные игры развиваются по стадиям, но навыки игр с другими детьми могут развиваться с большим трудом у детей с РАС. Мы можем помочь ребенку, определить, на какой стадии социальной игры он находится и предлагать ему возможности, поддержку и ободрение, чтобы он перешел на следующую стадию.
Стадии социальной игры
-Одиночные игры
В случае детей с РАС я поощряю одиночные игры, начав с вовлечения его в действия, имеющие четкую цель и окончание. Поначалу такие игры должны быть короткими, чтобы ребенок мог закончить игру быстро и ощутить триумф от достижения цели. Например, выберите простой пазл или пирамидку.
-Параллельные игры
Я содействовую развитию навыков игры на этой стадии, поощряя ребенка играть в какую-то игру – например, поезда – самому по себе, но будучи рядом с другими детьми. Я поощряю ребенка имитировать игру других детей, когда он играет сам по себе.
-Игры и разделение предметов с другими (ассоциативная игра)
Я помогаю ребенку с РАС научиться навыкам ассоциативной игры, поощряя его меняться предметами, пока он все еще играет сам по себе – например, меняться велосипедами или самокатами, когда он катается вместе с другими детьми.
-Игры со взаимодействием с другими (кооперативная игра)
Детям с РАС бывает трудно понять многие социальные правила, которые нужно знать на этой стадии игры. Я помогаю ребенку, используя четкие инструкции, чтобы облегчить восприятие правил игры. Например, описываю ему игру в прятки так: «Сначала ты прячешься где-то в комнате, а Ваня считает до десяти. Потом Ваня тебя ищет. Потом он тебя находит, и уже твоя очередь считать до десяти, пока Ваня прячется».
Максимальное использование игротерапии для социализации ребенка с РАС
Я помогаю ребенку улучшить навыки понимания языка, говоря с ним во время игры. Если мы играем в ролевые игры, наподобие чаепития, я учу ребенка таким словам, как «чашка», «ложка» и «тарелка». Также даю названия действиям, которые мы делаем с ребенком – говорю ему: «наливаем воду» и «кормим медведя».
Если ребенок произносит только единичные слова, то использую предложения из двух слов. Если он говорит фразами из двух слов, то использую конструкции из трех и т.д. Поступая так, я не только не усложняю язык, с которым приходится сталкиваться ребенку, но, напротив, помогаете ему скорее расширить свой словарный запас.
Поощряю навыки игры в разных окружениях. Вознаграждаю ребенка за то, что он использует свои навыки для игр с разными людьми в разных местах.
Использую бытовые ситуации как возможности, чтобы вовлечь ребенка в игру. Не пропускаю потенциальные игровые моменты, вовремя отслеживаю ситуации, когда возникает возможность совместных действий ребенка и другого человека. Внедряю игры в рутинные действия – например, играю с ребенком, когда он моет руки.
По мере того, как развиваются игровые навыки ребенка с РАС, использую элементы игратерапии, чтобы научить его социальному взаимодействию. Учу ребенка совместному использованию предмета с другими, умению найти компромисс, договориться о чем-то и выполнять действия по очереди. Игру в чаепитие использую, чтобы научить ребенка, что можно делиться едой и наливать чай из чайника по очереди.
Игры также помогают детям с РАС развить бытовые навыки. Например, одевание куклы помогает научиться, как одеваться самому.
Наблюдаю за ребенком в течение дня и стараюсь поймать те моменты, когда он проявляет интерес к какой-то деятельности, какой бы заурядной она мне не показалась. Эти моменты идеальны для обучения и внедрения новых игр.