«Повышение профессиональной компетентности учителя математики»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 179
Презентация "«Повышение профессиональной компетентности учителя математики»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Городское методическое объединение учителей математики
«Повышение профессиональной компетентности учителя математики»
Сообщение Огурцовой Е.М.,
заместителя директора,
учителя математики
25.08.2022г.
Педагог – это ключевая фигура реформирования образования
Профессиональная компетентность - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности
«Профессиональная компетентность учителя – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь)
Профессиональные умения компетентного педагога
1) проводить научно-методический анализ программы, учебников, учебно-методической литературы;
2) видеть, ставить и решать учебно-познавательные задачи при изучении тем, разделов школьного курса математики;
3) конструировать вариативные методики обучения в зависимости от целей, средств и реальных условий обучения;
4) моделировать, прогнозировать и оценивать свою деятельность и деятельность учащихся;
Профессиональные умения компетентного педагога
5) способствовать развитию теоретического исследовательского мышления: учить проблемной постановке вопроса, широким обобщениям, аргументированной защите своих выводов, построению и проверке гипотез, систематизации знаний учащихся;
6) владеть методиками по изучению уровня умственного развития учащихся (осознанность, гибкость, широта, критичность мышления).
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.Ушинский)
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем» (В.М. Лизинский)
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»
(Н.А. Рубакин)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
В статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» говорится о предоставлении педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
В статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» прописано:
Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
В соответствии с требованиями ФГОС
Освоение педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению.
Освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта.
Овладение педагогами технологиями деятельностного (компетентностного) обучения.
Обучение педагогов новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Если процесс образования:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
то речь идет о самообразовании.
Самообразование –
знание своего предмета, методики преподавания, знание общественной жизни, политики, экономики, а также смежных научных областей
Способности к самообразованию
Психологические и интеллектуальные,
умение работать с источниками информации,
анализ и самоанализ,
мониторинг своей деятельности,
мониторинг деятельности своих коллег
Факторы, препятствующие саморазвитию педагога
Недостаток времени;
Состояние здоровья;
Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
Недостаточная поддержка со стороны администрации;
Собственная инерция
Факторы, стимулирующие
развитие самообразования:
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания в коллективе
Мотивы, побуждающие учителя
к самообразованию:
1)Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и т.д. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Мотивы, побуждающие учителя
к самообразованию:
2)Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Всегда появляется желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Мотивы, побуждающие учителя
к самообразованию:
3)Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Мотивы, побуждающие учителя
к самообразованию:
Конкуренция. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки
Общественное мнение. Никто не хочет быть «плохим» учителем!
Материальное стимулирование
Формы самообразования педагогов:
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня. С этой целью учителя составляют программы самообразования
Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе школьных методических объединений
Результаты самообразования педагога:
повышение качества работы;
разработанные и/или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
Результаты самообразования педагога:
разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала;
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
В.Г. Белинский:
«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование»