Проектная деятельность в учебном процессе
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 352
Презентация "Проектная деятельность в учебном процессе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Введение. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Преимущества метода проектов Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, офор мление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Классификация проектов По характеру результата: информационный проект; исследовательский проект; обзорный проект; проекты-инсценировки. По форме: видеофильм; рекламный ролик; телепрограмма; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; рок-опера.
По профилю знаний: монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему; , межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время По числу участников: личностные; парные; групповые.
По уровню контактов: внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; международные. - Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами. По продолжительности: краткосрочные- на нескольких уроках (3-6 уроков); средней продолжительности - один-два месяца; долгосрочные - до года.
Формы продуктов проектной деятельности (внешние продукты) Веб-сайт (предметный, темат) Атрибуты несуществующего государства Видеоклип Газета Игра Костюм Музыкальное произведение Спектакль Анализ Публикация Справочник Учебное пособие Урок Атлас Бизнес-план Выставка Действующая фирма Журнал Макет Праздник Картина Социологический опрос Сценарий Чертеж Оформление кабинета Система школьного управления
Внутренние продукты: Развитие способностей: вербально-лингвистических; логико-математических; визуально-пространственных; моторно-двигательных; межличностных; внутриличностных; музыкально-ритмических; натуралистических.
Технология планирования учителем работы по организации выполнения учащимися проектов Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —> реализация —> рефлексия.
Алгоритм работы над проектом Подготовка Планирование Исследование Выводы Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»). Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Учебно-методический проект Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе.
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и др. методики. Метод учебного проекта личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.
Учебный проект Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта «Зачем?» (мы делаем этот проект) Целеполагание Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы «Как?» (как мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
1 этап – погружение в проект 2 этап – организация деятельности Учитель Учащиеся Формулирует: Проблему проекта; Сюжетную ситуацию; Цель и задачи. Осуществляют: Личностное присвоение проблемы; Вживание в ситуацию; Принятие, уточнение и дополнение цели и задачи. Учитель Учащиеся Организует деятельность – предлагает: Организовать группы. Распределить амплуа в группах. Спланировать деятельность по решению задачи проекта. Возможные формы презентации результатов. Осуществляют: Разбивку на группы. Распределение ролей в группе. Планирование работы. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3 этап – осуществление деятельности Учитель Учащиеся Не участвует, но: Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают активно и самостоятельно: Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща. Консультируются по необходимости. Добывают недостающие знания. Подготавливают презентацию результатов.
4 этап - презентация Учитель Учащиеся Принимает отчет: Обобщает и резюмирует полученные результаты. Подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют: Понимание проблемы, цели и задач. Умение планировать и осуществлять работу. Найденный способ решения проблемы. Рефлексию деятельности и результата. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Семья Друзья Книги Телевидение СМИ Социальная среда Школа Другие взрослые Информация Знание Новая задача образования: формирование у учащихся информационной компетенции
«Визитная карточка» проекта Автор проекта Фамилия, имя, отчество автора Регион, в котором находится школа Номер и/или название школы Какова тема вашего учебного проекта? Какие дидактические цели преследует ваш проект? Какие компетентности формирует ваш проект? И т.д.
Какие методические задачи вы ставите в своем проекте? Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы вы ставите перед учащимися? Каким может быть творческое название вашего учебного проекта? Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в вашем учебном проекте? Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? Предметные области (отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)
Оформление проекта Общие требования Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.
Паспорт проектной работы Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке. разнообраз ные изменения и дополнения):
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунк тов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкрет ного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообраз ные изменения и дополнения): Название проекта. Руководитель проекта. На титульном листе Консультант(ы) проекта. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т.д.). Заказчик проекта. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме про екта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содер жание). Предролагаемые продукты проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, вы ход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта. Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: четко организовать работу каждого участника проектной группы; стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
Защита проекта Общие рекомендаци хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров; логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего следует употреблять только понятные термины; хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста; выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал; постарайтесь предупредить возможные вопросы.
Техника подготовки: проведите предварительный хронометраж своего выступления и дове дите его до нужной продолжительности; выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая про звучит в выступлении, и разложите их по порядку; заранее продумайте детали своего рабочего места; приготовьте четкий и красочный наглядный материал; проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Рекомендации выступающему: начните свое выступление с приветствия; огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы; не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно); поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за. помощь; старайтесь ответить на все вопросы.
+ навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.