Формирование самоконтроля у детей
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 214
Презентация "Формирование самоконтроля у детей" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Содержание логопедической работы по формированию самоконтроля у дошкольников Учитель – логопед Дудакова Людмила Геннадьевна «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б.Эльконин.
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин).
Создание педагогических условий: - применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала; - использование индивидуального контроля; - разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения "алгоритму контроля"; - последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля; - привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения; - постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением; - использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания; - целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля; - постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык; - изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ. Целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
Поэтапное формирование самоконтроля: I - этап - ориентировка в задании; II – этап - выполнение задания; III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи: - активизация слухового внимания оптимальными средствами; - подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого. Основная цель - научить ребенка выделять эти задания вниманием и запоминать их.
На этапе выполнения задания педагог учит ребенка: сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом; оценивать правильность своих действий; - исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания. Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий: - дается алгоритм и пример оценки педагога, дается серия специально подобранных упражнений; - производится оценка ребенком своего труда. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий самоконтроля: 1. Вспомни задание - что нужно было сделать. 2. По каким правилам - какие правила ты выполнил. 3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
Подготовительный этап Цель: формирование операций слухового, кинестетического и кинетического контроля и самоконтроля. Задачи: Сформировать правильный артикуляционный уклад звука; Формирование фонематического слуха; Формирование внимания и навыка самоконтроля за выполнением движений. Использование специальных комплексов артикуляционной гимнастики для выработки артикуляции нарушенного звука
Работа над дыханием и голосом использование символов гласных звуков зрительные символы для обозначения звуков картинки символами А У О И Э
Постановка звука Задачи: Поставить правильный артикуляционный уклад; Закрепить правильный артикуляционный уклад через звукоподражания, слоги и слова; Развивать фонематический слухи и фонематическое восприятие на материале слова. Формирование навыка самоконтроля за последовательным выполнением движений и правильным произношением звука.
Этап - постановка звука Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука «Ж» Положение губ Положение зубов Символ теплой Работа связок струи воздуха Личный показ
Этап - автоматизация звука место звука в слове мягкость и твердость согласного (начало, середина, конец)
Этап - автоматизация звука Выделение количества звуков (слогов) в слове (размещение предметов в нужные вагончики)
Этап - автоматизация звука Схема цепного текста Однажды Ч поехала к чукчам Чукчи живут в чуме. В чуме горит очаг. На очаге подогрели чай. Чаем напоили Ч Отработка звука Ч Послушай рассказ . Перескажи текст, опираясь на картинки.
Этап - автоматизация звука Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА» (составление предложений по схеме)
Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).
Посидим в тишине Е.Благинина Загадки запоминалки: Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках (если сшить эти лоскутки попорядку, получится стихотворное полотно). Пусть взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.