Активизация познавательной деятельности, как условие для формирования разносторонне развитой личности
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 360
Презентация "Активизация познавательной деятельности, как условие для формирования разносторонне развитой личности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Тема: «Активизация познавательной деятельности, как условие для формирования разносторонне развитой личности».
Цель: «Воспитание активности личности, т.е. формирование способности к саморегуляции (ученик приобретает самостоятельность в добывании новых знаний, осуществляя внутренний контроль над выученным)».
Эффективность развития активизации познавательной деятельности обеспечивается следующими условиями: использование ведущих форм, методов и средств обучения; совместная деятельность участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности; учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию детей; обеспечение полного осознания детьми приемов учебной работы; включение новых знаний в практическую деятельность учащихся, как необходимое условие их успешного усвоения; сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
Общее представление о познавательных процессах «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» - Т.И.Шамова.
Задачи: способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала; формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений; поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося; развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.
Компетенции: Искать - находить желаемую информацию в различных источниках. Думать - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику Адаптироваться - использовать полученные знания и применять нетрадиционные решения в новых ситуациях.
Пути осуществления задачи: Удивление - сильный стимул познания Умение в знакомом видеть новое. Показ новейших достижений науки. Сам процесс деятельности. Использование таблиц Работа над загадками. Внеклассная деятельность. Исследовательская деятельность.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Пути осуществления задачи: Элементы проблемного обучения. Дидактические игры. Мотивация обучения. Учебный проект. Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя. Методы рефлексии. Формы организации образовательного процесса
Деятельность учителя в проблемном обучении: Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации; Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения; Руководство этапом решения проблемы; Уточнение формулировки проблемы; Оказание помощи в анализе условий, в выборе плана решения, консультирование в процессе решения; Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля; Разбор отдельных ошибок с теми, кто их допустил; Организацию коллективного обсуждения проблемы. Показателем ближайших проблем, должны служить ошибки учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учетом типичных ошибок учащихся, делают знания более осмысленными и прочными, помогают школьникам преодолеть неправильные представления, учат делать выводы.
Проектный метод позволяет: научить учащихся самостоятельно, критически мыслить; приобщаться к практической деятельности связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.
Использование ИКТ повышает качество знаний; делает занятие индивидуальным; вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе; ЭВМ даёт учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся.
Методы рефлексии. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: цветовые изображения изображения лиц (настроение) дерево чувств 2. Рефлексия содержания учебного материала: прием незаконченного предложения прием «Выбор афоризма или пословицы» рефлексия достижения цели 3. Рефлексия деятельности: самооценка активности на каждом этапе урока.
Формы и методы активного обучения Интегрированные уроки. Урок – творческая мастерская. Урок – игра “Что? Где? Когда?” Урок-исследование. Мозговая атака. Урок-экскурсия. Круглый стол.
"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.