Урок как педагогический феномен
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 327
Презентация "Урок как педагогический феномен" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Целеполагание при проектировании урока: Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Цели: обучающие (овладение уч-ся системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения): 1) обеспечить : а) понимание содержания учебного материала всеми учениками; б) уровень его усвоения; в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; 2) добиться…: 3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального … умения, … навыка; 4) актуализировать…; 5) обобщить…; 6) систематизировать…
воспитывающие (воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения, формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности): 1) создать условия для …; 2) способствовать выявлению, раскрытию, … способностей; 3) возбудить интерес …; 4) привить, укрепить… навыки; 5) убедить в целесообразности …, значимости… Цели:
развивающие (формирование общеучебных и специальных умений, совершенствование мыслительных операций, развитие эмоциональной сферы, монологической речи уч-ся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, осуществление самоконтроля, самооценки, а в целом – становление и развитие личности.): 1) способствовать становлению или развитию …; 2) содействовать развитию …; 3) помочь … Цели:
Задача - это то, что требует исполнения, разрешения. Задачей может быть отдельный этап какой-то деятельности, проблемная ситуация и ближайшая цель. Для достижения целей урока на каждом его этапе планируются дидактические задачи: 1) организационный этап урока – подготовить учащихся к работе на уроке 2) проверка д/з – установить правильность и осознанность выполнения д/з каждым учеником 3) подготовка к усвоению новых знаний – организовать познавательную деятельность учащихся
Типология уроков по ведущим дидактическим целям и задачам, решаемым на уроке: 1) Вводный урок – дать общее представление о … 2) Урок изучения новых знаний – изучить … 3) Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков – закрепить…знания, сформировать … умения, … навыки 4) Урок применения знаний – выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно 5) Урок обобщения и систематизации знаний – обобщить единичные знания, привести их в систему 6) Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (ЗУН)
Парадигма – система взглядов, устоявшаяся в науке (видение чего-либо). Типы уроков при знаниевой парадигме: Урок - контрольная работа, Урок - сообщение новых знаний, Урок - обобщения знаний. Типы уроков при личностно – ориентированной парадигме: Урок проблематизации, Урок – исследование, Урок – погружение, Урок – рефлексия, Урок – самостоятельный поиск, Урок – коммуникация. Типы уроков при информационно - технологической парадигме (основа – метод обучения): Урок – беседа, Урок – лекция, Урок – семинар, Урок – КВН.
Современные подходы к организации обучения: Личностно – ориентированный подход, Гуманистический подход, Деятельностный подход, Акмеологический подход - вершина («у каждого свой потолок»), Аксеологический( ценностный) подход, Дифференцированный подход, Информационный подход, Здоровьесберегающий подход.
Содержание учебного материала: Принципы отбора содержания учебного материала: научность, доступность, последовательность, систематичность, прочность и т.д. Критериями отбора содержания учебного материала могут стать: 1) выделение фундаментальных и прикладных знаний; 2) гуманизация знаний (исторический экскурс, связь с жизнью, межпредметные связи и т.д.); 3) значимость отобранного содержания в фундаменте знаний и мировоззрения; 4) ценность главного в системе логических связей темы, раздела, курса предмета; 5) ценность основного содержания для ученика.
Учитель отбирает в порядке значимости содержание учебного материала на урок: главную идею, ключевые слова и основные понятия, а также способы их раскрытия; вопросы, упражнения, задания разного уровня, способствующие усвоению главной идеи темы на уроке почти наизусть; занимательный материал для разгрузки сложного учебного материала или для мотивации учения и т.д. Для формирования интереса к обучению необходимо создавать на уроке следующие условия: вносить элементы новизны, связывать известное и понятное содержание учебного материала с новой информацией; опираться на сложившиеся у ученика побуждения; отрабатывать изучаемое содержание на практике, привычной и понятной для ученика, соотносить его с вопросами повседневной жизни , окружающей средой, перспективами; организовывать самостоятельную и активную деятельность учащихся; отмечать любые успехи в учебной работе.
При отборе содержания учебного материала важно учитывать закономерности процесса усвоения, в ходе которого ученик должен совершить полный цикл умственных действий: восприятие изучаемого материала; осмысление; запоминание; применение; обобщение и систематизация знаний; рефлексия (самоанализ и самооценка уровня приобретенных знаний).
Технологии обучения – это совокупность методов и приемов совместной деятельности учителя и ученика: технология проектного обучения; новые информационные технологии (ИКТ); здоровьесберегающие технологии; технология опережающего обучения; технология проблемного обучения; технология критического мышления; технология модульного обучения; технология опорных конспектов; технология уровневой дифференциации; технология исследовательских методов; технология личностно-ориентированного обучения; дистанционное обучение;
Метод – это способ достижения цели. Традиционные методы: словесные наглядные практические (рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, диалог, работа с книгой, демонстрация и иллюстрация чего-либо, лабораторный метод, упражнения, экскурсии, познавательные игры, деловые и ролевые игры, обучающий контроль: устный, письменный, компьютерный, тестовый, самоконтроль) Современные методы: проблемные эвристические (изобретательные)
Прием – это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода. приемы сообщения информации; приемы организации работы с источником; приемы демонстрации чего-либо; приемы организации самостоятельной познавательной деятельности;
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: Фронтальная работа (деятельность учащихся класса под руководством учителя) Индивидуальная работа ( самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе) Полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения. Коллективная деятельность (одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата); Групповая работа Позволяют решать одновременно познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную задачи.
Домашнее задание: вести каждого ученика от простого подражания при выполнении задания к творчеству, использовать систему усложняющихся самостоятельных домашних работ: репродуктивных, познавательно-поисковых, творческих и практических – это залог развития учащихся. Правила методики задавания на дом: Отводить специальное время на уроке, сообщать д/з тогда, когда оно вписывается в логику урока; Добиваться полного внимания всего класса; Содержание д/з должно быть понятно всем без исключения учащимся; Важно, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать; Задавать на дом только в случае уверенности в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке. Д/з – это воспитание отношения к труду, любви к нему, превращение работы в приятное занятие; приучение к самостоятельности; управление своей волей; формирование привычки правильного использования своего времени.
Оценочная деятельность на уроке: Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Функции педагогической оценки: Ориентирующая (содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности); Информирующая (дает информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика); Корректирующая (способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов); Воспитывающая (создает условия для воспитания качеств личности, проявления чувств); Социальная (влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников); Диагностическая (определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности); Стимулирующая (способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности).
Оценочная деятельность на уроке: Функции педагогической отметки: Контролирующая (на каком уровне усвоен изучаемый учебный материал); Констатирующая (занимается ли ученик); Уведомляющая (информирование ученика о полученном им балле и родителей об успехах и неудачах их ребенка); Карательная (пора принять меры). Отметка выставляется за знания в баллах, а оценка - за деятельность (одобрение, похвала и т.д.). Для оценивания стандартов – ЕГЭ, тестирование, итоговый контроль в переводных классах, зачеты и т.д., а для оценивания индивидуальных результатов – портфолио и пр.
Рефлексия – осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка, определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем. Формы рефлексии: устные, письменные, графические (диаграммы). На уроке мне понравилось… Особенно мне было интересно… Я узнал… Я смог сделать… Мне понравилось как я делаю… Урок мне понравился потому, что… ☺ = настроение нашего урока