Развитие игровой деятельности
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 264
Презентация "Развитие игровой деятельности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
I младшая группа Задачи развития и совершенствования сюжетно-отобразительных игр дошкольников (Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М., 2006) Удовлетворить потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
Педагогическое руководство развитием сюжетно-отобразительных игр дошкольников (Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М., 2006) Показ воспитателем действий с предметами, сопровождая словом, раскрывающим результат действия (перелили воду), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить), оценку действия (ловко получилось – воду не пролили). Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей Проигрывание ролевых диалогов с игрушками: воспитатель с игрушкой – ребенок с игрушкой; ребенок с двумя игрушками. Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов с последующим вовлечением в игру детей. (Закладываются предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, а внимание детей переключается с самого предмета на персонаж и сюжет)
Цели и задачи педагогического сопровождения сюжетных игр детей (Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб, 2005) Цели: Развивать игровой опыт каждого ребенка. Помогать детям в игре отражать мир. Побуждать детей к первым творческим проявлениям. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Задачи: Развивать умения включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов – «изобразительные». Заменять в игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом. Передавать действия, характерные для персонажа, «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния. Словесно пояснять игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. В первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры («Мы сейчас поедем в лес») ; к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно. В первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно выступать в короткий диалог с игрушкой. Самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым. Вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей (Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». СПб, 2005) Создание предметно-игровой среды. Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми. Создание проблемно-игровых ситуаций черед игровое общение педагога с ребенком или предметно-игровую среду (постановка новой для детей игровой задачи). Участие педагога в играх детей. Превращение в игровой сюжет событий, которые происходят в группе. Создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребенка и рассказе-аналогии воспитателя. Параллельное проигрывание бытовых сюжетов с участием ребенка и игрушки (медсестра осматривает и детей, и куклу). Обыгрывание роли воспитателем с последующим привлечением ребенка продолжить по смыслу действие, начатое взрослым («Я покормлю Мишку, и ты уложи его спать»). Обогащение содержания детской игры с помощью наводящих вопросов воспитателя. Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов. Проигрывание диалога с куклой с последующим привлечением к диалогу ребенка. Обыгрывание воспитателем противоположных желаний игрового персонажа с завершением обобщенной характеристикой персонажа («Какая непослушная куколка!», «Вот умница!»). Развитие сюжета игры с помощью телефонных разговоров. Подытоживание принятия роли ребенком («Ты – мама, кормишь дочку», «Ты сегодня был доктором, лечил…»).
Откуда ребенок берет игровые цели? Побудителем является готовность ребенка подражать взрослому: реальным действиям, перенося их в игру; игровым действиям взрослого, повторяя их в собственной игре
Задачи: Способствовать обогащению жизненного опыта детей. Помогать детям переносить знания об окружающем в игру. Научить их ставить разнообразные игровые цели. Формировать предметные способы решения игровой задачи: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Вызвать у малышей интерес к играм сверстников, приучая играть, не мешая друг другу. Формировать умение самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи, выбирать любые способы их решения. а). с сюжетными игрушками б).с предметами-заместителями в).с воображаемыми предметами На, ешь кашу. Ложись спать: баю-бай. И т.д.
Ролевой диалог Приемы педагогического руководства развитием сюжетно-отобразительной игры первая младшая группа Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на игрушку Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на детей Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки Педагог (доктор) Игрушка (больной) Ребенок (доктор) Педагог (доктор) Ребенок (больной) Ребенок (доктор) Игрушка (больной) Ролевой диалог Ролевой диалог Ролевой диалог Педагог (больной)
Выполнение игровых задач по степени сложности № Игровые ситуации Возраст детей 1.6мес.-1.9мес. 1.9мес.-2года 2.1мес.-2.6мес. 2.7мес.-3года 1. Прямая инструкция (поручение): «Дай кукле пить из чашки». Предмет-действие-способ. 15,3% 13,5% - - 2. Прямая инструкция, которая не раскрывает способ действия: «Дай кукле пить» Предмет-действие. 42,2% 35,1% 7,6% - 3. Косвенная инструкция (напряженная ситуация): «Кукла хочет пить. Скорей, скорей». Название действия. 38,5% 32% 30,7% 10% 4. Проблемная ситуация: «Кукла грязная (заболела, хочет кусочек яблока и т.д.) – помоги ей». Решается с использованием предметов-заместителей, воображаемых предметов. - 19% 46,1% 38% 5. Конфликтная ситуация: «Кукла не хочет пить молочко – оно горячее». Персонаж не хочет что-то делать, «плачет». - - - 24% 6. Ребенок сам ставит проблему в игре. - - 15,3% 28%
наблюдения, целевые прогулки; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; обследование, экспериментирование с предметами; чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; свободное общение; прослушивание дисков, аудиозаписей; посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.
дидактические, подвижные, театрализованные, игры со строительным материалом и др. - близкие по персонажам, тематическому содержанию к планируемой сюжетно-отобразительной игре; обучающие сюжетно-отобразительные игры(планируются приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка).
Ранний возраст – развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Приемы: диалог воспитателя с детьми по ходу обучающих игр; создание воспитателем проблемных ситуаций через ролевую речь(мотивация к игре; развитие сюжета).
Внесение и обыгрывание игрушек, предметов воспитателем (старшими детьми): игровых атрибутов; маркеров пространства; предметов оперирования. Создание проблемных ситуаций через игрушку(и). Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов заместителей и воображаемых предметов. Цель: создание условий для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Литература для изучения темы «Процессуальные (отобразительные) игры»: Дошкольное воспитание. 2005. №4. (тема номера – «Игра») Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др. - М. : Просвещение, 2005. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. (программа «Первые шаги») Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду) Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей : Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1988. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М. Гном и Д.,2001. Младший дошкольник в деском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. (I мл.гр.)
Побуждать интерес к игре: путем первого опыта общения с персонажем (короткие инсценировки) Воспитатель: К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под знакомую мелодию.) Катя: Я – кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.) Воспитатель: Хорошая песенка? Приходи к нам, Катя, еще. через расширение контактов со взрослыми (Бабушка-Забавушка).
2. Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками: игры-имитации. («Дует ветер», «Подуть так, чтобы испугать волка») Подражать движениям животных и птиц: игры-имитации, игры-драматизации. (под музыку, под звучащее слово – малый фольклор) Пошел котик во лесок. Нашел котик поясок. Нарядился, воротился. Стал он люлечку качать: Баю-бай, баю-бай, Ляг, Галинка, скоренько, Встань, Галинка, с зоренькой. 3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками : бессловесная игра-импровизация по текстам стихов и прибауток. Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг. Скорей-скорей выйди в круг, Скорей-скорей выйди в круг. Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись. Заинька, попляши. Серенький, попляши. Да получше попляши, Да получше попляши. 4.Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений взрослых.