Поло ролевое воспитание дошкольников рри организации игровой деятельности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 134
Презентация "Поло ролевое воспитание дошкольников рри организации игровой деятельности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Поло ролевое воспитание дошкольников при организации игровой деятельности
Подготовила: воспитатель 1 кв. кат.
Бордунова Т.А.
Все хотят детям счастья в личной жизни. Хотят вырастить мужественных юношей и очаровательных девушек.
И никак не наоборот. И нет педагогов, которые бы всерьез не задумывались над проблемой поло ролевого воспитания детей. Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.
Мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры:
-внешние различия мужчин и женщин;
-специфические виды деятельности (спорт, профессии, увлечения);
-правила взаимоотношения в быту, в общественных местах.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного
развития…
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Дидактические игры.
Они являются игровой формой обучения и развития детей. В них предлагается определить гендерную принадлежность выполняемых действий. Например, игры «Кто что носит», «Отгадай профессию», «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому, что нужно», «Волшебный цветок», «Дом добрых дел», «Друг», «Как я дома помогаю», «Имена», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.
Имитационные игры. Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Кубик эмоций».
Игры-занятия с куклами. «Накормим Машу», «Оденем куклу на прогулку», «Куклы ждут гостей», «Уложим кукол спать», «Куклы заболели» и т. п.
Коммуникативные игры – игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в
детском саду, на празднике, развлечениях, использовать как минутки отдыха после занятий. «Скажи комплимент», «Подарок», «Посмотри в глаза», «Секретные совещания» и др.
«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.
Символические игры.
«Кто живёт в твоём сердце»,
«Рассказ музыки», «Отпуск»,
«Мой любимый герой»,
«Сбор чемодана»
Игры-состязания.
«Назови смелую профессию».
«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе», «Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек)», «Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».
«Кто найдёт больше сходства», «Напиши словесный портрет девочки (мальчика)».
Подвижные игры. Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх: «В хороводе были мы», «Плетень», «Шел король по лесу», «Перетяжки», «Колечко», «Голубка» и др. Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Жуки и бабочки», «Курица и коршун», «Два мороза», «Кошки – мышки» и мн. др.
Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.
В игре дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникативность, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.
Наиболее востребованными сюжетами в нашей группе являются такие игры: «Спасатели», «Стройка», «ГИБДД», «Шофер» и др. Мы создали условия для сюжетно-ролевой игры, где дети могут реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», мы создаём условия через атрибуты, дидактические игры, где мальчики наравне с девочками, могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, стилиста, члена семьи. Для игр «Поликлиника» и «Скорая помощь» мы изготовили с детьми атрибуты для узких специалистов: окулист, хирург, стоматолог, лор, где роли врачей могут выполнять как девочки, так и мальчики.
Особого внимания требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. Считаем, что важно обратить внимание на следующее:
* На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
* На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
* На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.
Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных, психо - эмоциональное общение.
С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка) тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с поло ролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.
Организованная игровая деятельность и предметно - развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природ сообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по - разному. Но обязательно очень любить!»
(В.Д. Еремеева психолог).
Источники
Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье. – М., 2001.
Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье. – М., 2001.
Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. – М.,2005.
Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет. – СПб., 2004.