Формирование жизненных проектов учащихся в условиях адаптивной сельской школы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 275
Презентация "Формирование жизненных проектов учащихся в условиях адаптивной сельской школы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и ещё не раскрывшие своих способностей дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования. Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. Главное – направить усилия на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде; - особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов приводит к тому, что значительное число детей не получает разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях; - социальная среда, в которой живет и развивается человек, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов; - воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Для того, чтобы перейти к средствам, способам, методам, которыми можно осуществлять демократически и гуманистически ориентированное воспитание, необходимо высказать наше отношение к основным понятиям. Образование Педагогическая поддержка Воспитание Обучение
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий(проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Одним из основных средств, реализующим личностно-ориентированное образование, является создание системы педагогической поддержки, которая направлена на развитие «самости» ребенка: Саморазвитие; Самосознание; Самодеятельности; Самоопределение; Самореализация;
Трудности учащихся в обучении и воспитании Стойкая неуспешность в обучении Отклонения в поведении Неумение строить отношения со сверстниками и со взрослыми Низкая мотивация учения
Проблемные группы с I- IX класс Руководители групп ( I-IX ) Психологи (I-IX ) Педагоги русского языка и математики (V- IX ) Физического воспитания (I-IX ) Трудового обучения (V- IX )
Научно –методическое сопровождение руководителя Список уч-ся проблемной группы Расписание Характеристика группы Программа руководителя Социальный паспорт Диагностико - реабилитационная карта Диагностика параметров поведения Сводная ведомость отметок уч-ся по четвертям Диагностика развития УО и КО по четвертям
Программа психологического сопровождения уч-ся начальной школы Развитие познавательных умений и способностей, необходимых для успешного обучения Развитие социально-коммникативных умений Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности
Программа психологического сопровождения уч-ся V- IX классов Развитие познавательных умений и способностей, необходимых для успешного обучения Развитие социально-коммникативных умений Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности Формирование потребности в самосовершенствовании, в профессиональном самоопределении
Программы по русскому языку Дать уч-ся определенный программный круг знаний по разделам «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация»; Сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме; Сделать содержание программы доступным для усвоения, сохранив общие цели и задачи курса русского языка.
Педагогические технологии и средства обучения Разноуровневое обучение; Коллективное взаимообучение Игровые технологии: ребусы, шарады, творческие диктанты, сочинения - миниатюры и т.д. Здоровьесберегающие технологии
Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению, интерес – регулярное посещение занятий.
Использование схем, опор, приемов обратной связи, создают ситуацию успеха как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)
Программа « Математика в проблемной группе» Ликвидировать проблемы в знаниях; Развивать интерес к изучаемому предмету; Формировать прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений; Развивать логическое мышление; Научить планировать свою работу;
Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, а обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Игровой мотив способствует: - активности мыслительной деятельности, -повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, - создаёт дополнительные условия для появления радости, удовлетворённости, чувства коллективизма.
Программа «Прикладное искусство» (V- IX классы) и «умные руки» ( I- IV классы) Развивать внутреннюю активность детей; Обучать умению и навыкам самостоятельно выполнять различные виды работ; Формировать и развивать интерес к трудовой деятельности; Помочь детям развивать свои способности и наклонности; Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, коммуникативные способности
Одной из форм является "работа в парах«, « в группах». Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" и « в группах» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и принимать решение
Программа физического воспитания Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метании Обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика , а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу; Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
Участие учащихся проблемных групп в спортивных соревнованиях « Веселые старты», « А, ну-ка, мальчики»
Программа « Школа этики» I-IV класс сформировать положительную эмоциональную Я-концепцию; ознакомить с понятиями «нравственность», «добро», «совесть», «любовь», «трудолюбие», «долг»; расширить, углубить и систематизировать доступные пониманию детей знания о моральных нормах и правилах культурного поведения; пробудить у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру; сформировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей; создать у учащихся первый опыт самоанализа, саморегуляции поведения.
«Школа этики» - начало пути социально-педагогического сопровождения учащихся, где создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности. «Я и мой дом» «Культура внешности» Культура поведения (общение) «Общечеловеческие ценности» «Азбука нравственности»
«Школа самоопределения и профессиональной ориентации» V-IX классах выявить интересы, склонности и способности подростка; сформировать правильное адекватное отношение к себе, самооценку; побудить к самопознанию, самовоспитанию, формировать мотивы самопознания, самовоспитания; раскрыть возможности человека в его стремлении решить проблемы, стать лучше, пробудить веру в свои силы; формировать сознательное отношение к учению; формировать оптимальной мотивации самоутверждения, уважения к себе, чувства собственного достоинства; формировать эмоционально положительной Я-концепции; ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор; преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь; подготовить к встрече со стрессами, трудностями; формировать мотивацию самоопределения, понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека.
Форма проведения занятий Строя занятия по методу проекта руководитель создает условия развития проектной деятельности учащегося. Этот метод силен своей: -целенаправленностью, -преобладанием практической мотивации над познавательной. Решаются проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для учащихся. Создается система целевых ориентаций подростка, которые определяют его перспективы.
Почему школьнику нужен режим? Познай себя и других Профориентация. (Экскурсии на почту, в магазин, в аптеку. Знакомство с профессиями людей, работающих в этих местах.) Мой нравственный выбор «Суд над курением» (ролевая игра) Конфликты в нашей жизни (беседа). Как быть с другими плохими привычками?