Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 300
Презентация "Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Педагогический проект Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников . Авторы: Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. А.В. Хуторский
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Познавательный интерес Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности; способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Познавательная деятельность овладение содержанием учебных предметов; необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Познавательная активность – качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности.
Самостоятельная познавательная деятельность умение получать знания; умение сравнивать, анализировать; умение обобщать и систематизировать; умение учиться всю жизнь (ориентация на развитие и саморазвитие); умение получать знания из различных источников информации; умение выделять главное из потока информации; умение организовать «презентацию» информации.
Актуальность проекта Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования. Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров. Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Противоречия между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний; между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы; между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи.
Цель проекта Одной из главных целей воспитательной работы становится формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширение кругозора, любознательности младших школьников, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Задачи проекта изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу; спрогнозировать развитие учебно-познавательной компетенции у обучающихся; смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий; проанализировать эффективность использования дидактических игр; создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера; развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей; воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).
Гипотеза Возможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников средством использования дидактической игры?
Планируемые результаты: повышение результативности обучения; формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам; формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников; укрепление психологического здоровья учащихся.
Методы исследования изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; проведение работы по проекту; наблюдение, сравнение, обобщение; подведение итогов проекта.
Дидактическая игра - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - способствует закреплению знаний; - пробуждает интерес к познанию нового; - развивает любознательность. Роль дидактической игры - в воспитании детей; - в расширении кругозора об окружающем мире; - привитии любви к чтению книг; - развитии интереса к учёбе.
Развитие формы «Игровая программа» 1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок; 1960-1970-е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам игровых взаимодействий; 1970-1990-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных; 1990-2000-е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры , поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций; 2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия.
Отличительные черты формы «Игровая программа» многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач; сюжетность; целенаправленность; активизация; включенность участников в события программы; зрелищность и сотворчество организаторов и участников.
Игра- форма комфортного общения Требования современной педагогики к цели игры: - полнота; - точность; - конкретность - достижимость; - побудительность.
Принципы деятельности учащихся в игре Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры. Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть конечный результат выполняемого ими дела. Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования. Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей. Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение. Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать.
Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей младших школьников в игре прогулки; экскурсии; спортивные часы; кружковая работа; клубные часы; время самоподготовки; моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.
Функции игры Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы. Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей. Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Игры на различных этапах занятий: - организационный момент, сообщение темы и целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы); - при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания); - изучение нового материала (игры-предположения); - физкультминутка (имитация движения того или иного животного); - закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски). Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.
Игра как дидактический приём с большой долей наглядности игры-загадки; игры-поиски; игры-поручения; игры-сказки; анимированные кроссворды и другие.
Дидактическая игра как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия и правила; результат.
Преимущества использования дидактических игр Игра – средство познания действительности. Игра формирует учебно-познавательную компетенцию. Игра – школа социальных отношений. Игра обеспечивает межличностное общение. Недостатки: Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры. Много времени уходит на подготовку дидактической игры.
Тематика дидактических игр Игра-сказка «В стране сказочных животных»; Экологический марафон; Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»; «Соблюдай правила дорожного движения»; Игра-поиск «Каким я вижу мир, в котором я живу»; «Легенды и предания о возникновении мира»; Игра-загадка «Крестики-нолики»; Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»; Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ; Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»; Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?» Викторина «Что такое»? Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов). Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать». Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».
Тип проекта Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах. Состояние познавательной активности по результатам диагностики: 2010-2011 учебный год – 1 класс – высокий уровень - 5 человек; средний уровень - 10 человек; низкий уровень – 6 человек.
Выводы Промежуточное подведение итогов. Проект способствует: формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ; развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников; раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитию интереса к изучаемым предметам; повышению качества знаний. Проект может быть использован учителями других школ
Информационные источники 1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010. 2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. 3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с. 4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования 2007. – 222 с. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с. 6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании». 7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990. 8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).