Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 380
Презентация "Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. Регистрационный № 16999) Т.А.Спиричева, председатель Архангельской областной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Приказом установлено: Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений вводится в действие с 1 января 2011 года Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены
Порядок аттестации педагогических работников определяет правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы -дошкольного, -начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, -начального профессионального и среднего профессионального образования, -дополнительные образовательные программы Порядком аттестации педагогических работников не предусматривается установление централизованных сроков подачи заявлений работниками и периода проведения аттестации в течение года
К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" :
Цели аттестации установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
Задачи аттестации стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников (учет при НСОТ)
Принципы аттестации коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации
Аттестационная комиссия (п.п.5-16 Порядка) Создается на уровне субъекта РФ, Состав АК: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии - представители: -органов государственной власти субъекта РФ, - органов местного самоуправления, - профессионального союза, -научных организаций, -общественных объединений, -органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.), -работников образовательных учреждений
Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности (п.6 Порядка) в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель) –за чей счет? Предлагаем уполномочить представлять интересы работника представителя областного совета профсоюза (вместе с представлением на работника в АК направляется выписка из решения профкома «…профком постановил: уполномочить представлять интересы Ивановой М.И., учителя математики МОУ «СОШ № 4 г. Вельска» при аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности представителя областного совета профсоюза …» или – аналогичное решение о делегировании представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник )
Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии
Работа аттестационной комиссии -Заседание АК правомочно при наличии 2/3 ее состава, -Педагог имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании АК, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию (в заявлении). При неявке педагога на заседание АК без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие, -Решение принимается в отсутствие педагога открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, -График работы комиссии утверждаются ежегодно приказом Министерства образования, науки и культуры Архангельской области
Оформление результатов аттестации 1. Решение АК оформляется протоколом (вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании). 2. Решение АК заносится в аттестационный лист педагога. П.13 Порядка аттестации устанавливает: «В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости АК заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации» (из Разъяснений: рекомендации могут вноситься как при аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, так и при аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ). При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
Оформление результатов аттестации 3. Решение АК о результатах аттестации педагога утверждается распоряжением Министерства образования, науки и культуры Арх.обл. При аттестации педагога на первую (высшую) квалификационную категорию, соответствующая квалификационная категория также устанавливается указанным распоряжением. 4. Аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства образования, науки и культуры Арх.обл. направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения АК для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом РФ. 5. Аттестационный лист и выписка из распоряжения Министерства образования, науки и культуры Арх.обл хранятся в личном деле педагогического работника (относятся к персональным данным работника и подлежат защите в установленном ФЗ-152 от 27.07.2006г. «О персональных данных») В соответствии с п.16 Порядка аттестации педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ
Два вида аттестации На подтверждение соответствия занимаемой должности (обязательная) -Работодатель направляет в АК представление на работника -Работник проходит квалификационные испытания в письменной форме (разработка темы урока…) На установление соответствия уровня квалификации требованиям первой или высшей категории (добровольная) -Работник направляет в АК заявление -Экспертная группа проводит экспертизу его деятельности – в АК направляется экспертное заключение
Первый вид – Аттестация на соответствие педагога занимаемой должности (п.п.17-24 Порядка аттестации) проводится один раз в 5 лет проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). аттестации не подлежат: -педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; -беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Порядок проведения аттестации на соответствие педагога занимаемой должности 1. Основанием для проведения аттестации педагога является представление работодателя а) издается приказ по учреждению, устанавливающий список работников, подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности, б) готовится представление на работника в) С представлением педагог должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. -Факт ознакомления работника с представлением подтверждается подписью работника под указанным документом. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом - После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в АК собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя. 2. Работодатель письменно доводит до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, информацию о дате, месте и времени проведения аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. 3. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. 4. АК принимает решение, доводит его до сведения работодателя и работника.
Результаты аттестации на соответствие педагога занимаемой должности По результатам аттестации АК принимает решение соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). !!! В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ
Второй вид - Аттестация на соответствие уровня квалификации педагога требованиям первой или высшей квалификационной категории (п.п.25-34 Порядка) 1. Проводится на основании заявления педагога Заявление педагога о проведении аттестации должно быть рассмотрено АК не позднее одного месяца со дня подачи. 2.Устанавливаются сроки аттестации, доводятся до сведения педагога. АК устанавливает сроки проведения аттестации для каждого педагога индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. 3. Проводится экспертиза деятельности. 4. АК принимает решение об итогах аттестации, которое доводится до сведения работодателя и педагога. Продолжительность аттестации для каждого педагога с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. (пример: заявление подано 20 сентября, АК 20 октября устанавливает сроки проведения аттестации, например, с 1 декабря по 31 января. В эти сроки экспертной группой проводится анализ деятельности педагога, готовится экспертное заключение, принимается решение АК) Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет. Педагоги могут обратиться в АК с заявлением о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию, не ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Требования к первой квалификационной категории Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Данный перечень требований является исчерпывающим
Требования к высшей квалификационной категории Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Данный перечень требований является исчерпывающим
Результаты аттестации на соответствие уровня квалификации педагога требованиям первой или высшей квалификационной категории а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории При принятии решения АК о несоответствии уровня квалификации педагога требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия (можно повторно пройти аттестацию на категорию – через 2 года) Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия
Разъяснения по применению вновь принятого Порядка аттестации педагогических работников (разработаны совместно Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации (письмо № 03-52/46 от 18.08.2010 г.) Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе принимать решения о применении Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом от 24 марта 2010 года № 209, ранее установленного срока, а также утверждать иной порядок их аттестации
Разъясняется: Аттестация педагогических и руководящих работников на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период с 15 апреля по 30 июня 2010 года, осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом от 26 июня 2000 г. № 1908, и должна быть завершена до 31 декабря 2010 года. Продление сроков ее проведения на следующий год не допускается. Присвоенные по результатам аттестации в 2010 году и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая – педагогическим работникам), (первая и высшая – руководящим работникам) сохраняются в течение срока, на который они присвоены.
Разъясняется: Порядок аттестации распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности (учреждения культуры, здравоохранения, спорта и т.д.) Установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней, званий и требований к ним не допускается, В целях обеспечения единообразия при проведении аттестации на всей территории РФ разработаны примерные формы заявления и аттестационных листов
К вопросу об аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности Работодатель после 1 января 2011 года не обязан сразу направлять представления в аттестационную комиссию на всех педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия их занимаемым должностям - необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяется работодателем.
Представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности (из Разъяснений…) Если работник выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление Работодатель, у которого педагогическая работа выполняется работником по совместительству, вправе представить такого работника к аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.
Для проведения аттестации на соответствие уровня квалификации педагога требованиям первой или высшей квалификационной категории Разрабатывается методика диагностики уровня квалификации педагогических кадров (к ноябрю 2010г. рабочей группой при МОН РФ) 1 этап – самооценка педагога (72 вопроса) 2 этап – экспертная оценка компетентности педагога (90 вопросов) -в области постановки целей и задач педагогической деятельности, -в области мотивации учебной деятельности, -в области информационной основы педагогической деятельности, -в области разработки программ и принятия педагогических решений, -в области организации учебной деятельности, -личностные качества педагога В основе экспертной оценки –анализ урочной, внеурочной деятельности педагога, результаты достижений педагога и учащихся.
запись в трудовую книжку педагогического работника в связи с установлением ему квалификационной категории Пунктом 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение № 1 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек») предусмотрено, что если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись. Например, учителю математики (преподавателю) установлена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись: «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель») без указания преподаваемого предмета, в графе 4 указывается дата и номер распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого внесена запись. При трудоустройстве в другое образовательное учреждение, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект РФ наличие у педагогического работника квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке работника (ему могут быть выданы копии аттестационного листа и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования) .
Вопросы и ответы Работник имел первую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, вправе ли он обратиться в аттестационную комиссию для установления высшей квалификационной категории? Нет, не вправе, поскольку претендовать на высшую квалификационную категорию согласно заявлению может педагогический работник, имеющий первую квалификационную категорию, если срок ее действия не истек. Однако педагогическому работнику следует иметь в виду, что для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории, ему целесообразно обратиться в аттестационную комиссию заранее, но не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.