Виды и формы опроса на уроках русского языка
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 349
Презентация "Виды и формы опроса на уроках русского языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Виды и формы опроса на уроках русского языка Учитель МОУ СОШ №16 Рычкова Татьяна Ивановна (высшая квалификационная категория)
Важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного. В. А. Сухомлинский
Роль контроля знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе Организация системы постоянного учета уровня учебных достижений учащихся по русскому языку – одна из актуальных проблем методики. Решение этой проблемы немыслимо без четко спланированной системы ежедневного опроса учащихся с целью выявления уровня достигнутых результатов, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.
Все виды и формы контроля должны обеспечить всестороннюю проверку знаний; определение уровня усвоения знаний; проверку умений и навыков познавательного и практического характера; оперативность проверки и ее своевременность; не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функцию проверки
Примерное задание Записать текст и ответить на вопросы: 1) передать основной смысл высказывания; 2) объяснить написание слов с безударной гласной в корне Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа. Академик В. В. Виноградов
Коллективный контроль Это различные виды письменных проверочных работ(предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты).
Образец контрольного диктанта (8 класс) Одно из известных полотен Поленова – картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от погожего летнего утра, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем. Вероятно, в картине нашли отражение детские воспоминания Поленова. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всем: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлеченности детворы, играющей с котенком и в свисающих через забор ветвях деревьев, уводящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы. Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворенности царит в соседнем дворе. Показанная в картине жизнь представляется типичной для всей Москвы.
Карточки контроля Используются для проверки усвоения теоретических знаний школьников. Они дают возможность оперативно оценивать знания каждого ученика.
Образец проверочной работы (8 класс) Найти словосочетание с причастием в роли главного слова: 1. а) за чернеющим лесом 2. а) у плескавшегося моря б) чернеющему вдали б) плескавшегося тихо в) летающий шар в) плескавшегося вдали г) написанная маслом г) за посаженными деревьями д) изготовленных деталей д) бегущий конь 3. а) плавающие льдины 4. а) дремлющая птица б) колющийся предмет б) дремлющая на ветке в) овеянного славой в) населяющих пустыни г) едва различимый г) о движущемся циклоне д) доносящийся из леса д) пестреющие зонтики
Комплексный анализ текста Включает задания речевого характера, различные виды разбора, объяснение орфограмм и пунктограмм.
Текст для комплексного анализа (9 класс) Месяц св…тил в окно и луч его играл по земл…ному полу хаты. Вдруг на яркой полосе перес…кающ…й пол пром…лькнула тень. Я пр…встал и взгл…нул в окно кто(то) вторично проб…жал мимо него и скрылся. Я (не) мог пол…гать что(б) это существо (з,с)б…жало (по) отвесу берега однако ему не(куда) было д…ваться. Я встал накинул бешмет оп…ясал кинжал и тихо(тихо) вышел из хаты; (на)встречу мне шел слепой мальчик. Я пр…т…ился у забора и он верной но осторожной поступью прошел мимо меня. Под мышкой он нес какой(то) узел и пов…рнув к прис…ни стал спуска(т,ть)ся по узкой и крутой тропинк… (М. Лермонтов) Вставить буквы, расставить знаки препинания. Выразительно прочитать текст. Указать, какие типы речи сочетаются в тексте, какой из них является ведущим. Объяснить, какие языковые средства используются в тексте для передачи последовательности действий. Найти в тексте примеры сложных предложений разных видов, составить их схемы. Указать, какой частью речи являются слова с пропусками букв. Объяснить их правописание.
Образец тестового задания (9 класс) I. Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. 1. Незаметно вошло у нас в привычку читать вечером, и в этот вечером мы читали Пушкина, наслаждаясь его поэзией и рассуждая о нем. 2. Внизу, в прихожей, глухо хлопали дверями, и в ответ на это звучал колокольчик, разливая по дому свою мелодию. 3. Я бы быстро нашел это место, если бы у меня был компас подаренный мне отцом. II/ Выбрать верный ответ, объясняющий, где допущена ошибка. 1. Поставлена лишняя запятая. 2. Не выделено обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. 3. Не выделено обособленное определение, выраженное причастным оборотом. III. Указать, в каком предложении употреблен глагол условного наклонения (см. задание №1): 1. 2. 3. IV. Указать предложение, в котором есть деепричастие, строение которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс: 1. 2. 3.
Тестовый контроль с использованием ИТ Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень подготовленности школьников. Этот способ организации учебного процесса развивает творческие способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, удобен для оценивания в современной системе обработки информации.