Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности"

Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности"

Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности" - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности":
Cкачать презентацию: Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности"

Презентация "Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Мастер-класс<br><br>УЧИТЕЛЬ <br>РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ<br>МБОУ «Школа №16 имени Героя Советског
1 слайд

Мастер-класс

УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «Школа №16 имени Героя Советского Союза И. А. Лапенкова»
Мельничук Наталья Анатольевна

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» <br><br>“Неграмотным человеком завтрашнего дня
2 слайд

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности»

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках рус
3 слайд

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.




Задачи:
-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;
-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ПРИЁМЫ<br>«Верите ли вы….»<br>«Мозаика. Реконструкция текста»<br>Кластер<br>«Тонкий» «толстый» вопро
4 слайд

ПРИЁМЫ
«Верите ли вы….»
«Мозаика. Реконструкция текста»
Кластер
«Тонкий» «толстый» вопрос
«Лингвистическая сказка»
Реставрация текста. «Письмо с дырками»
Опорный конспект или «конкурс шпаргалок»
Концептуальная таблица
Комплексный анализ текста
Синквейн

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышля
5 слайд

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизн
6 слайд

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Приём «Верите ли вы…» <br>Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения"
7 слайд

Приём «Верите ли вы…»
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ<br><br>1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».<br>  Эффективен при изуче
8 слайд

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
 Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

фигуры речи<br>Эпифора<br>Бессоюзие <br>Параллелизм<br>Ритоpическое обращение<br>Многосою<br>зие <br
9 слайд

фигуры речи
Эпифора
Бессоюзие
Параллелизм
Ритоpическое обращение
Многосою
зие
Риторический вопрос
Умолчание
Анафора
Градация
2.КЛАСТЕР

КЛАСТЕР<br>
10 слайд

КЛАСТЕР

<br><br><br><br><br><br><br><br><br>  <br><br><br> <br><br><br><br><br><br><br><br><br>3. Приём «Тон
11 слайд










 











3. Приём «Тонкий и толстый вопрос»


4. Лингвистическая сказка. <br><br><br>       Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся
12 слайд

4. Лингвистическая сказка.


Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:
«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

5. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». <br><br>Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,<br>На________
13 слайд

5. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
_______лес чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.



6.  «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»<br>Для формирования читательского умения находить и и
14 слайд

6.  «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема: 
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».



<br><br><br><br><br><br><br><br><br>  <br><br><br>7. Концептуальная таблица<br>   Прием "концеп
15 слайд










 


7. Концептуальная таблица
   Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример

<br><br><br><br><br><br><br><br><br>  <br><br><br><br><br>
16 слайд










 




<br>8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью
17 слайд


8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

<br><br>9. СИНКВЕЙН<br>Пишется по определенным правилам: <br>1 строка – одно существительное, выража
18 слайд



9. СИНКВЕЙН
Пишется по определенным правилам: 
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

<br><br>М.Ю. Лермонтов «Тучи»<br>Тучки небесные, вечные странники!<br>Степью лазурною, цепью жемчужн
19 слайд



М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

<br><br>Работа в группах<br>Основные признаки текста <br>Когда мы разговариваем с другом, отвечаем н
20 слайд



Работа в группах
Основные признаки текста
Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.
Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Текст может быть представлен в устной или пись­менной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может.
Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.
Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.
Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.
Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.
Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац на­чинается с красной строки.

<br><br>Рефлексия<br>БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ      –  для меня было многое важным и интересным. <br><br>УКАЗАТЕ
21 слайд



Рефлексия
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

<br><br>Рецепт счастья<br>Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две приг
22 слайд



Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)

Отзывы на edulib.ru"Презентация на тему: "Приёмы формирования читательской грамотности"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать