Использование нестандартных заданий на уроках литературы.pptx
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 101
Презентация "Использование нестандартных заданий на уроках литературы.pptx" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Использование нестандартных заданий на уроках литературы для формирования креативного мышления»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Емцова Ирина Евгеньевна
МБОУ Кутузовская СОШ
Актуальность темы
Одной из актуальных проблем обучения, требующего современного решения, является развитие креативного мышления, творческих способностей школьников.
Стратегия современного образования
заключается в том, чтобы дать возможность
всем без исключения учащимся проявить
свои способности и весь свой творческий
потенциал.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.
Люди, не способные к такому мышлению, часто теряются, подвержены стрессам.
Преодолеть этот дискомфорт можно лишь за счет развития креативного мышления, начиная с раннего возраста.
Креативность (от англ. Creativity – создать, созидать) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычно умные идеи и доводить их до совершенного вида.
К этому стремимся мы, учителя, в меру своих сил и способностей, организуя уроки.
Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам (соавторам).
Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее.
Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других.
В своей работе с детьми учителю необходимо придерживаться принципа:
все, что дети могут сделать сами, они должны делать САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Задания на формирование креативного мышления
Способность учащихся моделировать метафоры позволяет определить креативность.
Метафоры «не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности собственной мысли» Л.С. Выготский
Поэтому чем активнее учащиеся будет учиться видеть любое явление или объект, тем быстрее научатся креативно мыслить в постоянно меняющихся условиях современной жизни.
Составить ассоциативный ряд к слову ДОЖДЬ и создайте несколько метафор по алгоритму
Выбор объекта (дождь – плачущий человек)
Обозначение действия объекта ( что делает? Небо рыдает)
Выбор другого объекта, совершающего такое действие (на что похоже? Тучка плачет)
Наименование места, где происходит действие ( над высохшей землёй)
Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением, её смысла, составление метафоры (Небо рыдает над высохшей землёй)
Получение результата: защита творческой работы
Рефлексия: описание выявленного понятия
Процесс формирования метафоры должен быть непрерывным на протяжении всего обучения.
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.
Задания на интерес к чтению
1) В качестве проверочной работы после изучения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» уже много лет провожу работу в малых группах. Дети делятся на пары и пишут отчет от лица настоящего ревизора, приездом которого заканчивается комедия. Они должны придумать фамилию (говорящую) ревизору, которая бы говорила о честности проверяющего (примеры говорящих фамилий Строгов, Честнов, Неберухин, Наглорожский, Добрынин , Миронов…) В зависимости от выбранной фамилии отчет должен содержать достоверные или ложные сведения об обстановке в городе Н. Вступление и план отчета можно продиктовать, но можно также распечатать и раздать детям готовые бланки отчета, что значительно экономит время на уроке.
ОТЧЕТ
Я, генерал ____________________________, приехавший из Петербурга по Именному повелению, дабы произвести ревизию городского хозяйства города Н, управляемого городничим А.А.Сквозник-Дмухановским, имею сообщить .
За время пребывания в оном городе мною обнаружено следующее:
1. общее благоустройство города (чистота, порядок) д.1-я.4. 5
2. Работа городских учреждений (недостатки)
А). Почта, почмейстер Шпекин д.1-я.1
Б). Богоугодное заведение(=больница), попечитель Земляника, врач Гибнер д.3-я.5
В). Городские училища, смотритель Хлопов
Г). Полиция, тюрьма , полицейский надзиратель Держиморда д.3-я.6
Д). Суд, судья Ляпкин-Тяпкин д. –я.
3. деятельность городничего Сквозник-Дмухановского д.1, д.2-я.4, 5, д.4-я.10, 11, д.5-я.2.
4. Рекомендации (наказать, снять с должности, отдать под суд, объявить благодарность кому и за что…)
1835 года июля месяца 5-го дня
Писцы 1.______________________
2._____________________
Интересные задания можно предложить для восьмиклассников при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина
Задание 1 . Какими качествами обладают герои повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка»? Заполните таблицу, используя слова для справок.
Для справок:
Смелость, храбрость, искренность, скромность, благонравность, целомудренность, жестокость, бездушие, подлость, низость, честь, бесчестие, надежность, хитрость, самоотверженность, незлопамятность, благородство, великодушие, равнодушие, бессердечие, эгоизм, чувство долга, достоинство, зависть, трусость, предательство, верность, прямота, зависть, малодушие.
Задание 2. Характеристику героя произведения можно дать, попросив учащихся оформить страничку в «контакте» одному из героев повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин). Для этого можно предложить следующие рубрики: Родители-Образование-Увлечения-Друзья (Кто мог быть другом этого человека? Возможно, это герои других произведений)-Враги-Покровители-Жизненный девиз-Основные качества-Путешествия.
При изучении повести «Шинель» Н.В.Гоголя можно предложить детям заполнить ПАСПОРТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ . Паспорт распечатывается и раздается всем ученикам. Такой вид работы может быть использован в качестве повторения или на первых уроках по изучению произведения (после домашнего самостоятельного чтения ).
Реализуя новые образовательные цели, я стремлюсь организовывать целенаправленную работу по обучению учащихся основным приёмам мыслительных действий. В результате ученики должны научиться преобразовывать текстовый материал в схему, таблицу или краткую словесную форму. Такой краткой словесной формой может быть даймонд, что переводится как бриллиант.
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Я использую даймонд на своих уроках сравнительно недавно. Например, в этом учебном году мы составляли даймонд «Онегин и Ленский» по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина с девятиклассниками
Вывод:
Используя развивающие игры, творческие задания, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного креативного мышления.
Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
« Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний.» В.А.Сухомлинский