Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 148
Презентация "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ
Боровихинский детский сад
« Солнышко»
Сапожникова Инна Равильевна
Развитие речи дошкольника через музыкальную деятельность
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Слушание музыки
является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани.
Очень важно, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, не разрывали слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.
Необходимо обращать внимание на подвижность нижней челюсти при открывании рта, на произношение твёрдых окончаний слов.
В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами, Это позволяет детям следить за правильным положением губ
Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.
Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.);
расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение,ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
«…Движение под музыку
оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.
Даже если ребенок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает.
Запоминает, действует.
«От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес!
При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.
Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем чётче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук.
Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Этому способствуют
пальчиковые игры.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живёт и дышит, а потому наиболее ему понятна.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.
В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».