"Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 133
Презентация ""Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ
МБОУ «ООШ» №17
Выполнила: Филатова Татьяна Валентиновна
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети,
которым необходим индивидуальный подход.
Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора.
Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.
Игровые технологии — составное звено педагогических технологий.
Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.
Игровая форма занятия/мероприятия/ создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования интереса к занятию/мероприятию/. Очень важно моделировать разные проблемные ситуации жизни, решающие через введение игровой ситуации. Выбирать нестандартные формы проведения занятия/мероприятия
Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ
Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Игры способствуют организации особой развивающей среды для детей с ОВЗ, в которых моделируются разные жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства, способности, необходимые ребёнку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки растущего организма ,расширение кругозора и развитие коммуникативных, творческих, игровых умений.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
Наличие сюжета, который будет мотивировать на достижение цели игры
Учет
структуры дефекта/
образовательная потребность
Соответствие коррекционной цели занятия
Соответствие
игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность
Связь содержания
игры с системой знаний ребенка
Соответствие игры возрасту ребенка, или его актуальному уровню развития
Учет
принципа смены
видов деятельности
Подбор
игрового материала с постепенным усложнением
Включенность каждого ребенка в игровую ситуацию
Использование
ярких, озвученных игрушек и пособий, реквизита
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.
1. Игровые задания на коррекцию зрительного восприятия:
направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.
Наложенные изображения: назвать все изображения , наложенные друг на друга.
Спрятанные изображения: найти фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур.
Зашумленные изображения: найти контурные изображения, перечеркнутые разными линиями .
Парные изображения: найти отличия.
Незаконченные изображения: дорисовать
Перевернутые рисунки : назвать.
Разрезанные изображения: собрать целиком
Перекрытые изображения: часть рисунка скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
Обобщенные схематические рисунки: Отгадать фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов.
2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:
проводятся на уроке в виде минуток отдыха.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.
Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники
Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.
Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).
Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) –ребенку предлагают выполнить ряд действий по поиску предметов (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:
Найти спрятанный предмет: предмет прячут в классе , а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
4.Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:
Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).
Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).
Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.
Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.
5.Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов.
На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек на 10-20 секунд. Педагог меняет расположение и предлагает определить – что изменилось?
Нужно тщательно рассмотреть в течение 30 секунд предметы. Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов( какого цвета карандаши, что нарисовано на карманчике куклы, сколько кубиков в грузовике)
Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …)
Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
6.Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:
развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала.
Картинка-картинка: соединить картинки, имеющие смысловые связи (трактор/колосья, карандаш/альбом, якорь/ корабль).
Смысловые ассоциации: к картинке необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (курица-зерно, петух, цыпленок, яйцо )
Картинка-рассказ: составить рассказ по серии картинок.
Схема-рассказ: учитель читает рассказ, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает
Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.
7.Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:
для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала..
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Узнавание предметов по описанию
Исключение понятий: четвертое лишнее
Сравнение предметов
Группировка предметов по их основным свойствам
Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку:
Сериация (упорядочивание) объектов: найти закономерность в расположении
Определение конкретных понятий: дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).
Смысловое соотношение понятий: завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?
Смысловая сериация: по одному известному признаку ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?
8. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Ребусы
Анаграммы
Кроссворды (по теме занятий)
Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.
9.Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пословицы: дети дают свое объяснение смысла.
Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?
Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.
Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить.
Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).
Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность
описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …
10. Подвижные игры
Детям с ОВЗ больше по душе недлительные сюжетные игры с несложными правилами и содержанием: кошки гоняются за мышками, щуки ловят карасей и т. п. Сюжетную форму такой игры часто подчёркивают хоровые выкрики или традиционный диалог между играющими.В основе таких игр лежат простейшие игровые задачи: для одних - догнать, для других - увернуться, убежать от догоняющего.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Иван да Марья
Ручеёк
Золотые ворота
«Колпак мой треугольный»
У медведя во бору
Море волнуется
Ехала машина, стоп
Удочка
Коршун и наседка
11.Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Театрализованные
сюжетно - ролевые игры
игры- драматизации
12.Игры на развитие коммуникации
Направлены на формирование навыков общения
«Секрет» -Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.).Участники находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
«Клеевой ручеек»-Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
«Рукавички» - Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании игровых технологий мы помогаем ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовим его к социальной адаптации в обществе.
Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом
Используемая литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2007.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2008.
3. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 2011.
4. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 2014.
5. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 2013. .
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 2010.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2006.