Современный урок в художественной системе Б.М.Неменского
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 327
Презентация "Современный урок в художественной системе Б.М.Неменского" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Урок изобразительного искусства Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения. Особенность урока изобразительного искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах). Общая функция современного урока – целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Цель современного урока Три аспекта: Познавательный – связанный с расширением объема знаний Развивающий – с усложнением усваиваемого содержания Воспитательный – с формированием отношений Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока.
Методы преподавания изобразительного искусства По характеру подачи материала на уроках выделяются два типа методов: Традиционные – объяснительно- иллюстративные Репродуктивные
Репродуктивные методы обучения Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Частично-поисковый (эвристический) метод 1. учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств 2. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся Исследовательский метод 1. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. 2. Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнение различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами учащиеся. 3. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.
Структура урока изобразительного искусства Этапы урока Организационный Проверка домашнего задания Подготовка к усвоению нового материала Объяснение нового материала Закрепление новых знаний Итог урока
Современный урок изобразительного искусства Современный урок искусств – это творчество не только педагога, но и ученика. Типы современного урока ИЗО: Урок-игра Проблемный урок Урок-восхождение Урок-образ Урок-вернисаж Урок-праздник искусств Урок-путешествие Урок-экскурсия Урок-диспут Урок-конференция
Проблемный урок Проблемный урок включает в себя: Организацию учащихся, их психологическую подготовку Создание проблемной ситуации Формулировку проблемы Выдвижение гипотезы Поиск решения проблемы Обсуждение результатов Комментарии и обобщение учителя Задание на дом Подведение итогов
Урок-восхождение Урок-восхождение – это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или к какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме. Девиз такого урока : через самопознание к художественному обобщению. Основные этапы урока: Активная беседа Активизация творческой и познавательной деятельности Выводы по основным понятиям Выполнение упражнений и заданий
Урок-образ Урок-образ - это своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками-звеньями целостной системы, определенной программой.
Урок-вернисаж Урок проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусств, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика. Задача урока: развивать умение вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение
Урок-праздник искусств Такой урок готовится задолго до конца учебного года. С помощью детей подбираются работы, они оформляются и подписываются. Можно привлечь к работе в подготовке выставки родителей. Это должен быть очень торжественный в жизни учеников день с приглашением гостей. Возможные этапы урока-праздника искусств: отчет художника отчет поисковых групп веселая викторина
Урок-путешествие Такой урок уместен при изучении искусства других стран, другой эпохи или далекого прошлого нашей родины. Урок готовится заранее. По форме – это игра. Для ведения игры выбирают группу учеников по их желанию - это гиды, знатоки, историки, бывалые путешественники, художники. Этапы урока: Подготовительная работа Проект или сценарий Вопросы по теме Выполнение упражнений и заданий Практическая работа Подведение итогов
Урок-экскурсия Урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Во время экскурсии возможно делать зарисовки, наброски.
Алгоритм системного анализа урока (занятия) В основе творческого труда учителя – лежит прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. В.А.Сухомлинский Критический анализ учителем собственного урока – это умение не только выделять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его.
Анализ урока Дать характеристику классу, в котором проводился урок (количество, возраст, психолого-физиологические особенности, уровень подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей, интерес к предмету) Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся – определить характер связи урока с предыдущими и последующими уроками . Охарактеризовать замысел урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики (методы обучения, формы организации познавательной деятельности; какая часть материала требует помощи учителя при его усвоении, что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при достижении нового; как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединой цели урока. Определить тип и структуру урока. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают, соотносясь с главным.
5. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность урока (подготовленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаимоотношения и доверия в группах учащихся, сотрудничество учителя и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т.п. 6. Проанализировать результат урока во взаимосвязи с поставленными дидактическими задачами. Особое место занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащихся в освоении знаний, умений и навыков; отметить свои возможные методические ошибки; что помешало достичь положительных результатов (слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем или сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели урока и т.п.) 7. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в звеньях «учитель – класс», «учитель – группы», «ученик – учитель», «ученик – ученик». 8. Отметить, все ли потенциальные возможности (свои и класса) учитель использовал; если нет, то почему. 9. Отметит, что учитель хочет изменить в уроке лил развить в дальнейшей работе над темой урока.